День 3. 22 сентября, воскресенье.
Выезд не был ранним. Спозаранку я нашёл в ближайшем переулке открытую едальню и позавтракал как следует. Отлично пошёл кальбитхан (갈비탕) - суп из говяжьих рёбер. В наваристом бульоне, не острый, с горой мяса. По своему обыкновению, когда риса в плошке осталась примерно половина, вывалил её в суп.
Поглаживая сытое брюхо, доковылял до уличного баристы, взял стаканчик американо и присел на лавочку у
Больших восточных врат (Тондэмун, 동대문), что в паре-тройке десятков метров от дверей отеля. Расположение жилья в этот раз было отличным, но одноимённая с воротами гостиница старая и очень просит ремонта (N37.57092° E127.01031°). Тепло, кофеёк, сеульское утро - красота! Плохо лишь то, что спокойно посидеть не дадут: каждый местный старичок считает своим долгом подойти полюбопытствовать :-)
До старта основной велосипедной части поездки следовало добраться на метро, поскольку мой путь лежал на остров Канхвадо, а он далековат от центра Сеула. Напомню: в столичный метрополитен по выходным и праздничным дням можно с велосипедом. Ездить в корейском метро велосипедистам очень удобно: есть пандусы, желоба на лестницах, лифты на каждой станции. Но есть и исключения по линиям: например, на «золотую» линию с велосипедами и самокатами не пустят, из-за чего мне пришлось проехать на метро чуть меньше, чем хотелось.
Велик едет на выделенном для него месте в голове или хвосте поезда
Выбрался наружу (N37.57705° E126.81304°) на станции Панхва (방화역), недалеко от шлюза канала Ара. Этот канал, торжественно открытый в мае 2012 года, соединил реку Ханган и Жёлтое море. Построенный со значительным участием и даже под давлением президента Республики Корея Ли Мёнбака, он - часть глобального гидротехнического проекта реконструкции четырёх великих рек страны. Президент Ли был сторонником велосипедизма, во время его руководства страной была создана та самая сеть национальных велосипедных маршрутов, которые нам, «корейским велосипедистам», так нравятся. Чтобы мы могли пересечь судоходный канал, был обустроен велосипедно-пешеходный туннель под ним.
Спуск и подъём осуществляется на лифте
Ещё одно отличие двух последних от более ранних визитов в Корею - всё больше встречается мест, где можно оплатить только безналичным способом, по карте. Это и автоматические мотели, и точки вендинга, и «бесчеловечные» магазинчики, мне встретился даже музей такой. Как раз у такого магазинчика я остановился, чтобы купить пару шоколадок и изотоник. Набрал покупки, просканировал штрих-коды, оплатил корейской картой - приёма наличных нет. Кстати, не факт, что эти магазины примут иностранные карты, конкретно в этом не было наклеек Visa или MC.
Автоматический магазинчик
Здесь, в северной части столичной агломерации, берега огорожены заборами с колючей проволокой, установлены бетонные военные сооружения: Север совсем рядом, его горы с возвышений здесь просматриваются невооружённым взглядом.
В автоматическом магазине никакой еды не обнаружилось, корейские катальцы всё повыбрали. В обеденный перерыв сделал остановку у обычного «удобненького».
Кимпап и мороженое - типичный велосипедный перекус
Вскоре урбанизм закончился и начались милые моему сердцу сельские пейзажи.
Вскоре, переехав узкий вело-пешеходный мостик (N37.73085° E126.52570°), я въехал на 4-й по величине остров Кореи - Канхвадо (강화도), один из главных моих интересов в этой поездке.
Краткая история острова
Канхвадо - заметная местность в истории Кореи. Не стану углубляться в описания открытий корейских учёных в отношении построенного Тангуном (легендарным основателем первого государства на Корейском полуострове) алтаре почитания Неба, но реальных артефактов из древности, начиная с палеолита, на острове найдено более чем достаточно. Его периферийное расположение и то, что он стал практически одной большой крепостью, поспособствовало их общей сохранности и, как следствие, созданию впечатления, будто Канхвадо есть наиболее древнее место обитания человека на Корейском полуострове. А многочисленные дольмены, датированные бронзовым веком, очищены, огорожены, отмечены на картах и внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В корейской историографии эта местность упоминается ещё с периода Трёх царств (I-VII вв. н.э.) в связи с крупнейшим сражением между королевствами Когурё и Пэкче в 392 году при пэкческой крепости Кванмисон, в результате которого Пэкче потерпело поражение, следом потеряло свою первую столицу в районе современного Сеула, и в конце концов вообще - бассейн реки Ханган (царство окончательно пало в 668 г. н.э.) В период своего расцвета (с 391 по 531 гг. н.э.) королевство Когурё контролировало большую часть Корейского полуострова и имело контакты с Китаем и Японией, а Канхвадо (назывался он тогда по-другому) был важным стратегическим пунктом, поскольку находился недалеко от границы с Китаем и мог служить опорным пунктом для контроля над торговыми путями и защиты от возможных нападений со стороны соседей. После упадка и падения Когурё, островом овладело королевство Силла (существовало с примерно I века по 935 г. н.э.), также имевшее на нём военный гарнизон из-за регулярных набегов пиратов. Особое значение Канхвадо приобрёл в период государства Корё (918 - 1392). Его столица располагалась в Кэгёне (сейчас это Кэсон, КНДР), но в 1232 г. военный диктатор Чхве У задумал перенести столицу на Канхвадо, для чего отдал распоряжение построить там дворец, здания для чиновничьего корпуса и военные укрепления с крепостной стеной. Позже Канхвадо сделали запасной столицей, куда эвакуировался королевский двор в периоды монгольских вторжений. На острове были построены земляные и каменные укрепления, призванные защищать остров - королевскую крепость, что стала центром сопротивления покорению монголами. В мирной же жизни были важны порты на острове, поскольку оттуда был возможен быстрый и относительно безопасный переход в главный международный торговый порт Корё - на острове Пённандо (벽란도) близ Кэгёна.
Ещё одна важная веха в истории острова - восстание Самбёльчхо. Для силовой поддержки реально правившего страной клана Чхве и защиты центрального аппарата власти была создана частная армия, получившая название Самбёльчхо (삼별초, 三別抄) - «Три отдельных корпуса». В 1258 году произошёл дворцовый переворот, клан Чхве был свергнут, на престол возведён промонгольски настроенный государь Вончжон (правил с 1259 по 1274), с монголами был заключён мир и Корё признало верховную власть монгольской империи Юань. В самой стране сопротивление монгольским властям не прекращалось, войска Самбёльчхо отказались признавать покорение монголам, а Канхвадо стал цитаделью их борьбы. При попытке распустить неугодные «Три отдельных корпуса» по указанию сверху, те взбунтовались. Прошёл также слух, будто бы власти собираются репрессировать воинов по именным спискам. Списки были сожжены восставшими. Объявив одного из родственников Вончжона новым монархом, на множестве кораблей восставшие уплыли на остров Чиндо и основали альтернативное государство Корё с собственным аппаратом власти. Продержалось оно не долго, но это уже совсем другая история (
я писал о ней).
Памятник Пэ Чжунсону (배중손, 裵仲孫) - предводителю восстания Самбёльчхо. Остров Чиндо.
В период Чосон (1392 - 1897) остров занял ещё более важное место в обороне. Для защиты подходов по воде к новой столице - Ханяну (ныне - Сеул) был построен ряд крепостей у устья реки Ханган, в том числе и на Канхвадо. Остров-крепость пригодился и во время маньчжурских вторжений. В 1627-м году на нём укрылся король Инчжо. А в 1636-м, во время вторжения в Чосон армии маньчжурского государства Позднее Цзинь, на Канхвадо укрылись королевская семья и Двор, но сам король Инчжо не успел перебраться туда и был осажен в крепости Намхансансон близ столицы. Королю пришлось сдаться и преклонить колени перед маньчжурским правителем, когда тот взял Канхвадо, захватил в заложники членов королевской семьи и держал осаду крепости. Помня этот позорный урок, в XVII - XVIII веках оборонительную мощь острова значительно усилили, построив по всему его периметру более шестидесяти новых военных объектов.
Карта Канхвадо XVIII века (из сборника "Старые карты Канхвадо", 강화옛지도, 강화군 2003)
Считался остров и местом для ссылок, особенно, когда нужно было сослать не далеко, чтобы ссыльный находился в пределах досягаемости. Порой это были члены королевских семей. Основатель новой династии (государства Чосон) Ли Сонге отправил туда свергнутого корёского монарха У-Вана, вместе с другими членами бывшей правящей фамилии. В 1609 году королём Кванхэгуном на остров был сослан Ёнчхан-тэгун - его малолетний сводный брат. Впрочем, впоследствии Кванхэгун и сам оказался там же. Жили на острове и просто покамест неугодные королевские родственники. Когда закончились достойные наследники престола в центре, в 1850-м году оттуда «достали» полуграмотного земледельца, но королевской крови - будущего монарха Чхольчжона (как бы правил до 1863г.)
В XIX веке остров, как ворота к столице с моря, был атакован западными державами. Одними - под предлогом требования открытия страны и начала торговли с ними. Другими - по иным причинам. Основную роль в выборе именно этого плацдарма для десанта сыграло расположение: Канхвадо находится при устье реки Ханган, на которой стоит корейская столица.
16 октября 1866 года французская эскадра в составе 7 кораблей с несколькими сотнями морских пехотинцев прибыла мстить за казни французских католических священников, сложивших головы в своей миссионерской деятельности, а также требовать прекращения гонений на католиков. Регент Тэвонгун (правил с 1863 по 1873 гг.) безжалостно боролся со всеми проявлениями «западной ереси», а весной 1866 года случились массовые казни французских миссионеров и корейцев-католиков, всего порядка 2000 человек. Спасшийся от расправы священник Феликс-Клэр Ридель добрался в китайский Тяньцзинь и поведал о зверствах Тэвонгуна. С миссией возмездия к корейским берегам и прибыла та самая эскадра. Пользуясь внезапностью и имея преимущество в вооружении, французы без труда заняли несколько прибрежных укреплений и город-крепость Канхваыпсон. И хоть передовой отряд по реке достиг столицы и обстрелял её, продвинуться с острова на материк основным силам не удалось, поскольку они встретили ожесточённое сопротивление корейцев. Не желая терять всё больше людей, адмирал Пьер-Гюстав Роз решил оставить Канхвадо, предварительно разграбив, порушив и предав огню государственные учреждения на нём, включая королевский дворец и архив.
Французы атакуют крепость Канхваыпсон
Отметились на острове и американцы. В 1871 году госдеп США отправил к корейским берегам военную эскадру под командованием адмирала Джона Роджерса для принуждения Чосона к открытию и заключению договора о торговле. Активность американцев подтолкнуло сожжение корейцами корабля Генерал Шерман на реке Тэдонган в 1866 году. Получив отказ, американцы атаковали Канхвадо с пролива между ним и материком. Захватив несколько укреплений, полтора месяца они пытались прорваться на материк, но не преуспели и отправились восвояси.
Американские солдаты позируют перед захваченным корейским штандартом
Разумеется, не обошлось и без Японии. Она остро нуждалась в торговле с Чосоном, рассматривая её как источник дешёвого риса, сырья для промышленности и рынок сбыта продукции своих мануфактур. В 1875 году военный корабль высадил десант на южном побережье Канхвадо. Японцы показали более высокую боеготовность и эффективность, но тем не менее отступили, обвинив потом корейскую сторону в провокации столкновения. Несколько месяцев спустя, в январе 1876 года, Япония потребовала заключения неравноправного торгового договора, снова высадившись на Канхвадо. Японо-корейский (именно так, поскольку Япония была инициатором, а в условиях был весьма значительный перевес в сторону интересов этой страны) Канхвадоский договор, был заключен 26 февраля 1876 года, после чего торжествующий губернатор острова Хоккайдо Курода Киётака, выступавший подписантом со стороны Японии, отбыл обратно в Японию. С этого началось официальное открытие Кореи для внешней торговли, а спустя несколько лет были заключены договоры с рядом западных держав, в том числе и с Россией (1884). Казалось бы, что плохого в торговле? Беда в том, что Корея того времени не могла ничего предложить для торговли, кроме риса, которого не хватало и своим, а предметы западной торговли были дороги.
Подписание Канхвадо чояк (강화도조약, 江華島條約)
<--- предыдущий пост <---
<оглавление> --->
продолжение --->