30-го декабря я отправился в одно красивое место выпить бутылочку водки и проводить уходящий год. Ровно год назад. По сравнению с уходящим ныне 2020-м, тот - 2019-й, был неплохим, добрым. Даже очень, как по мне.
Красивое место - это Зона отдыха Тхэчжондэ (태종대) на острове Ёндо (영도) в Пусане. Кто не знает, Пусан (부산) - второй по величине город в Южной Корее, порт на юге полуострова, а Ёндо - островок, на котором разместился одноимённый район города. Большую же его часть занимает государственный парк с почти-что 400 метровой горкой и прогулочными тропами.
Не бойтесь, нажмите на карту!
Вот как
описывает это место Национальная организация туризма Кореи:
«Зона отдыха Тхэчжондэ (Taejongdae) является одной из главных туристических достопримечательностей города Пусана. Более того, наряду с островом Орюкдо (Oryukdo Island) Тхэчжондэ даже получил звание места, олицитворяющего и представляющего этот портовый город. Особенную популярность зона приобрёла благодаря удивительному каменному пляжу. В этой зоне отдыха также можно прогуляться по шикарному лесу, в котором произрастают сосны и около 200 видов других деревьев. Своё название Тхэчжондэ приобрёл благодаря королю Тхэчжону - 29-му правителю династии Силла (57 г. до н.э.- 935 г.), в честь которого и была названа зона. Согласно сказаниям, король Тхэчжон, который увлекался путешествиями по стране, особенно полюбил эту местность, где предпочитал заниматься стрельбой из лука.
На территории зоны отдыха находится маяк прогулка к которому, несомненно, доставит массу положительных эмоций. А недалеко от маяка расположен знаменитый каменный валун Синсон (Sinseon Rock), названный так в честь мифа о боге и богине, спустившихся сюда отдохнуть. На валуне установлена фигура Манбусок, названная так в честь легенды о женщине, которая ожидает своего мужа, захваченного и отправленного в Японию.
Тхэчжондэ также знаменит ритуалами и молитвами о дожде, проводимыми во время засухи, а дождь 10 мая по лунному календарю называют Тхэчжонгу. В ясную погоду из обсерватории виден японский остров Тэмадо.»
Камень с иероглифической надписью «Тхэчжондэ» при въезде в парк
От главного железнодорожного вокзала в Пусане (부산역) прямо ко входу в парк ходит автобус №101 (N35.11624° E129.04022°). Оттуда до самых красивых мест можно прокатиться на автопоезде,...
... но я рекомендую прогуляться пешком. Всего-то пара километров! Зато с живописной дорожки открываются приятные морские пейзажи. С корабликами.
Разглядывая их в бинокль, заметил знакомое название: «Генерал Кривонос». Вооооооон он вдалеке. Не видите? Выдвигаем телеобъектив!
Несколько лет назад я уже встречался с этой посудиной в порту Пусана:
На специально построенной обзорной площадке по утрам порой собирается много народу - встретить рассвет (N35.05040° E129.08821°). В первый день наступившего года сюда обязательно придут люди. Сооружение построено на скале и немного выступает над пропастью. С 10 часов утра до 21 часа на этой площадке работает ресторанчик, в котором можно выпить покушать с впечатляющим видом.
А ещё со смотровой площадки открывается вид на скалы самоубийц. Да, в Южной Корее есть такая проблема - самоубийцы. Сводить счёты с жизнью здесь считается чуть ли не обычным делом. Сумасшедший темп жизни, социальная конкуренция, особенности национального менталитета и характера корейцев - вот основные причины того, что некоторые выбирают такой путь ухода от проблем. Чтобы забраться на небольшую площадку, что является популярным у суицидников местом, надо ещё постараться. Заодно и обдумать своё желание.
Возле смотровой площадки установлена скульптурная композиция, изображающая мать с двумя детьми на руках. Её воздвигли в 1976 году для того, чтобы решившиеся свести счёты с жизнью задумались о той боли, какую они доставят своим матерям, что со всей беззаветной любовью желают своим чадам жизни.
Далее я проследовал к маяку, который помимо своей основной навигационной функции несёт ещё и рекреационную: это ещё один центр туристического притяжения в парке. От смотровой площадки нужно пройти всего несколько сот метров вниз (N35.05241° E129.09226°).
Южная оконечность острова Ёндо.
Маяк Ёндо (영도 등대)
«Маяк Ёндо, расположенный в историческом месте Тхэчжондэ в округе Ёндо-гу в г. Пусане, был установлен в декабре 1906 года. Более 100 лет он ярко освещал главный участок Пусанского залива, а в 2004 году устаревшее оборудование полностью заменили. Так, Маяк Ёндо превратился в популярное морское туристическое место в Пусане. Обновлённый маяк площадью 720 кв.м. включает дополнительные сооружения, Выставочный зал произведений искусства и Музей естествознания. Сооружения выполнены в белом цвете и имеют круглую форму, а в качестве основного материала использован железобетон. Высота достигает 35 метров, а освещение распространяется на расстояние, равное 40 км. В выставочном зале для просмотра посетителей представлены художественные работы, а в музее помещены окаменелости динозавров, следы и предполагаемое место обитания которых было обнаружено на скале Синсон пави, прямо возле маяка. Маяк Ёндо играет роль морского культурного пространства, где можно полюбоваться великолепными природными пейзажами моря и наполниться эстетическим удовольствием в галерее. Это место подойдёт для семейного отдыха и прогулок с любимым человеком»:
сообщает сайт Национальной организации туризма Кореи.
Спускаясь к маяку, посетители проходят мимо монумента, представляющего Пусан, как крупнейший торговый порт страны. Справа от него установлены бюсты героев мореплавательного труда Республики Корея.
Фотографировать маяк - одно удовольствие. Даже такому посредственному фотографу, как я.
Композиция «Свет без границ» появилась здесь в 2004 году. Синяя сфера - это небо и море, а красная символизирует солнце и цветущие весной красные камелии. В этих сферах всё: вселенная, пять океанов и шесть континентов. Свет маяка разделяет небо и море, олицетворяя устремления морской нации. Скрытый смысл сооружения: люди могут жить в гармонии с природой, в совместном стремлении к прогрессу в духе гармонии и дружбы. Вот так. А вы не поняли?
От этого арт-объекта открывается вид на скалу с валуном Синсон бави (신선바위), на плоской поверхности которой были обнаружены следы динозавров. На неё можно пройти по огороженной перилами тропке. С каменными выступами на плоских скалах связано несколько легенд: как про королевские пострелушки из лука, так и про спустившихся с неба богов.
Синсон бави (신선바위) и Манбусок пави (망부석바위)
Или вот: столб Манбусок пави - окаменевшая женщина, что и в дождь и в снег недвижимо ждала на скале своего мужа, захваченного и увезённого в рабство японцами.
Манбусок пави (망부석바위)
Под фонарём наверху маяка находится смотровая площадка. К моему сожалению, в тот день она была закрыта. Равно как и выставочные помещения.
Обогнув столб маяка, пройдя через узкий проход с интересной стенкой и мимо выставки, попадаешь к лестнице, круто ведущей вниз - к подножию скалы.
Силами посетителей, видать, стенка уже сама стала арт-объектом
Именно там находится ресторан из числа тех, что милее всех других моему сердцу.
Вот она - кухня. Вот они - повара и официанты. Простые грубоватые тётушки, перекрикивающие друг друга на местном диалекте.
Между прочим, в этих непрезентабельных тазах товара - на несколько тысяч долларов. Свежих морепродуктов, постоянно промываемых проточной морской водицей. Рапанов, устриц, трепангов, асцидий, однопоясковых урехисов и осьминожек... Меню разнообразием не блещет, способ приготовления тоже всего один: разделать, порубить, подать. Но какая же это прелесть - свежак, вкуснятина!
Попросил порубить мне пару асцидий (монге, 멍게) и «собачий член» - морского червя урехиса (кэбуль, 개불). Ну и подать пузырёк водочки-тэсоновки - пусанской сочжу. Так и вот: «Прощевай, старый год!»
Алкоселфи
Ваш протагонист был не единственным одиноким пьяницей: на соседний помост забрался мужичок. Подобно мне, он сфотографировал свой натюрморт на смартфон. Я не стал набиваться в собутыльники.
По другую руку приземлилась семья англоговорящих туристов. Глава семейства поинтересовался у меня содержимым тарелки. Увы, ни корейских, ни латинских названий он не понял, пришлось назвать асцидии и урехиса по-народному: «морской ананас» и «собачий член». Ха-ха! Они купились на «ананас», но сифуд пришёлся им не по вкусу. Впрочем, их дочка что-то ела, а изумлённые родители фотографировали: «Смотри, смотри, она ЭТО ест!»
Чуть сзади галдела изрядно подвыпившая уже компания. Эти принесли ещё что-то с собой - еды в пластиковых контейнерах, закусок. Тётушки-хозяйки не возражали: водку-то пили ихнюю.
Ну вот в каком ещё ресторане такая обстановка, виды прямо от столика? Мимо проходят разные суда, шумит о скалы прибой, галдят чайки и ачжумашки за спиной. Ещё и тепло: +15.
Тётушки отдыхают
... и созерцают рыбу
... и попивают кофеёк
Дорожка в парке односторонняя - круговая, от маяка не нужно идти в обратную сторону - только вперёд. По пути же можно попить водички из минерального источника.
Непривычно видеть наряженными к Рождеству цветущие кусты, а не ёлку. Девчонки с удовольствием фотографируются в этих украшениях.
Выпитая с морепродуктами водка раззадорила аппетит. Обедать пошёл в рыбное заведение из числа тех, что кучкуются возле входа в парк. Одно из заглавных блюд - кальчхи чорим (갈치조림) - рагу из
рыбы-сабли кальчхи (갈치), которую ещё называют «волосохвост» (Trichiurus lepturu).
Волосохвост на рынке в Пусане
Состав блюда простой: кусочки рыбы (её просто разрезают на несколько частей), редька, картофелина, лук такой-сякой, ботва от редьки, пасты твенчжан да кочхучжан, чеснок и море перца. Скажу по секрету: в кадр не попала ещё одна бутылочка :-)