Взгляд и нечто

Feb 23, 2016 22:06

Такое впечатление, что нынешнюю систему образования пинают даже лежачие. Дотягиваются как-то, подползают, что ли, но тоже вкладываются в общее дело. Если не пинают, то авторитетно высказываются и указуют перстом. Я не против, в общем-то.Слишком серьёзное это дело. Коснётся, рано или поздно, всех, и не важно, каким боком: будет это выпускной экзамен у младшей дочери, или невменяемость молодых сотрудников, нанятых компанией, в которой вы подвизались.
Я сама нахожусь в положении если не лежачего, то рядом сидящего. Я в образовании непонятно кто. Бывший учитель, бывший преподаватель в системе повышения квалификации педагогов, нынешний методист, репетитор и вообще радетель за общее педагогическое благо. Да,  ещё у меня недописанный диссер  и пара семестров в вузовской системе в качестве преподавателя. Но  сейчас - об образовании школьном.
Шесть лет, проведённых в системе образования, - небольшой срок для лонгэтюдных исследований. Количество учеников, с которыми мне довелось пообщаться, тоже не очень велико, и никаких статистичческих выкладок здесь не сделаешь. Но... личное впечатление не зависит от количественных показателей.
У меня очень хорошие ученики. Каждый год очень хорошие. Мне с ними интересно, несмотря ни на что. Только с каждым годом я знакомлюсь со старшеклассниками, которые всё больше не умеют читать. Знаете, читать, понимая при этом, зачем ты это делаешь, и что хотел сказать автор. Читать, выделяя главное и неглавное, структурируя информацию, делая выводы. Составлять план. Попадаются те, кто читает по слогам. В одиннадцатом, на минуточку, классе. С девятью старшеклассниками из десяти  мы тратим какое-то время на занятиях на следующие сложные вопросы:
- как определить, в каком веке произошло событие, зная дату?
- как понять, где у реки левый берег, а где правый?
- как решаются задачи на проценты?
Промолчу про панику, которая возникает при увеличении объёмов информации, про Волгу, впадающую в Чёрное, в лучшем случае, море, или про классическое историческое "предпосылки/причины/повод". Это малая доля того, что становится хуже от года к году. И всё  это происходит не потому, что эти граждане не могут или не хотят этого делать. Их не научили. И я (да, можно кинуть в меня чем - то тяжёлым или подгнившим) тоже ничего с этим не делаю. Потому что пока не умею давать за полгода в формате часового занятия в неделю привычку и способность к самостоятельному мышлению и критическому анализу происходящего. Я натаскиваю на экзамен в полном соответствии с сентябрьской демо-версией теста, пытаясь покрасить облупившуюся входную дверь на здании, которое требует капитального ремонта.
В общем, чтобы не плодить чересчур объёмные тексты, попытаюсь кратко сформулировать, откуда, по моему мнению, выползают все демоны. Чтобы самой не забыть.
У нас недееспособное управление системой образования. Наши системные реформы удивительно непродуманны; противоположные утверждения уничтожают на корню все благие начинания, а внедрение новых эффективных механизмов начинается почему - то оттуда, откуда и представить сложно. У нас недееспособная система контроля за образовательными организациями, выстроенная на мелочном контроле и раздутом до невозможным размеров надзоре. У нас недееспособная система повышения квалификации педагогов. Не знаю, что происходит в этой системе за пределами нашей приволжской ойкумены, но здесь употреблённое выше прилагательное вполне уместно. Наше общество болезненно зациклено на получении всеми чадами высшего образования - от работодателей, непеременно вбивающих требование университетского курса в критерии отбора работников, до родителей с комплексом по отношению к начальному и среднему профобразованию.
А самое обидное, на мой взгляд, - то уничижительное отношение начальников от образования  к профессиональному сообществу учителей, которое исторически сложилось в последние десятилетия. То отношение, которое не могут не замечать ни родители, ни сами дети. То отношение, которое принимают как должное очень многие представители того самого сообщества, предпочитающие ждать нового готового решения, привыкшие к выкрутасам начальства разных уровней управления и готовые послушно поворачивать в указанном свыше направлении. Я не говорю про всех. Я говорю про очень многих. Но общая атмосфера - удушливая. Профессиональное самосознание? Профсоюзы учителей? Да ну. И даже появивишиеся в прошлом году общественные обсуждения всяческих важных вещей - никакой не показатель того, что эта болезненная проблема решается.
Ничего нового не написала, ни на какие открытия не претендую, дискуссий не жду. Просто накопилось.
Previous post Next post
Up