Наукоград Борок. Вчера, сегодня... завтра?
Сейчас в правительстве много говорят о том, что нужно вкладывать деньги в науку, развивать ее, нанотехнологии, Сколково итд итп. Я же хочу показать лишь страницы одного маленького наукограда под названием Борок, находящегося в Некоузском районе Ярославской области, в 40 км (по карте) от города Рыбинска (бывший Андропов).
Посёлок расположен вблизи от места впадения Волги в Рыбинское водохранилище на месте бывшей усадьбы Борок. Активно развиваться это место стало в 50ых годах прошлого века, благодаря усилиям Ивана Дмитриевича Папанина, по инициативе которого тут был создан “градообразующий” Институт Биологии Внутренних Вод (далее ИБВВ) и чуть позже - филиал Института Физики Земли (ИФЗ). В 70ые года прошлого века немало людей, окончивших ВУЗы страны, мечтали попасть именно в такое место: здесь нет промышленности, прекрасная природа и экология, можно заниматься исследовательской деятельностью и наслаждаться жизнью. Я думаю, что сложно было бы найти еще одно место с подобной концентрацией “краснодипломников” и докторов наук на квадратный километр. Помню, что в детстве, когда мы изредка выезжали в наш районный центр - Некоуз, мы бывали откровенно поражены, как провинциально и захолустно он выглядел и откровенно гордились тем, что представлял собой наш поселок. 4-этажные многоквартирные дома, свой клуб, магазин, большая больница с поликлиникой на 75 коек. Говорят, что
Борок имел второе предназначение: убежище для президиума академии наук на случай войны или других напастей, потому и был здесь создан полноценный комплекс.
Краткая историческая справка о наукограде Борок.
Борок возник на месте старинной дворянской усадьбы «Борок», последним владельцем которой был народник, председатель Русского общества любителей мироведения Николай Александрович Морозов.
В 1938 году Н. А. Морозовым в Борке была организована Верхне-Волжская база АН СССР в составе шести лабораторий, позже - биологический стационар Естественно-научного института имени Лесгафта. По его инициативе в 1939 году в посёлке создан научный центр и Геофизическая обсерватория «Борок» Российской Академии Наук.
Новая жизнь посёлка началась в 50-х годах XX века, когда в Борке, на берегу Рыбинского водохранилища, был сформирован Институт биологии внутренних вод (ИБВВ) АН СССР, первым директором которого стал легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин, при котором посёлок стал современным научным центром.
Итак.
Ниже мы видим котельную. Говорят, что несмотря на внешне плачевный вид, котлы внутри новые, так что работает она стабильно. Остается только верить.
Библиотека института, беплатная, еще школьником я ходил сюда по абонементу мамы, после того, как дома не осталось художественных книг, не прочитанных мной
Вывески внутри универмага. Вывеску “хлеб” я помню с детства. Хлеб в Борок всегда привозили с Волжского завода, он был двух видов, как говорили бабушки: “Будьте добры половинку беленького и половинку серенького”. То есть белый и черный, в буханках. Наверное именно поэтому я до сих пор люблю “классический” черный хлеб.
В детстве меня всегда интересовало, а что же за этой дверью около магазина... картофелехранилище? Стоит отметить, что внешний вид двери за последние 20 лет практически не изменился, я помню ее почти такой же.
Дом-музей революционера и ученого Н.А. Морозова, усадьба которого здесь была построена еще до возникновения поселка. Почему-то на всех фотографиях фигурирует именно этот фасад здания:
хотя вход в музей расположен с другой стороны и выглядит совсем иначе:
Хорошо, что за музеем ухаживают, в детстве я изредка приходил в этот музей и иногда так случалось, что
мне даже показывали настоящие старинные пистолеты Морозова (просверленные, разумеется). Так же этот музей отличается наличием крутой деревянной лестницы, ведущей со второго этажа на первый.
Поскольку в музее принято ходить в тканевых бахилах, то на школьной экскурсии я, разумеется, отличился, “полетев” с самого верха этой лестницы на гамашках и едва не снеся собой нижнюю дверь. Опасное все же
это дело - посещение музеев.
Дом-музей
основателя поселка, полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Он очень любил этот поселок, свое детище и при нем наукоград в прямом смысле цвел и развивался. Радует, что его дом-музей содержится в хорошем состоянии и даже обнесен оградкой (в моем детстве этого не было и рядом с домиком Папанина частенько росли колонии подберезовиков, съедаемых нами на обед).
Первый, “главный” корпус ИБВВ. Красивое здание, особенно издалека, вблизи, однако же, картина не столь прекрасна. Не по-наслышке знаю, что там давно и беспросветно течет крыша.
Это деревянное здание - тоже одно из первых, ранее там была фотолаборатория. Здание используется институтом и по сей день.
Поначалу я подумал, что это здание-близнец такого же, стоящего рядом, но снесенного в конце 90ых, тоже предназначено под снос, поскольку у него даже крыльцо отваливается. Однако же меня разуверили, что здание все еще используется, несмотря на внешний вид. Мне сложно представить как там
работают люди.
Сюда я бегал иногда еще школьником, во время большой 20-минутной перемены.
Здесь по-прежнему работает моя мама, возглавляя межлабораторный аналитический центр. Почему-то именно в тот единственный раз, когда в нашем классе возник шикарнейший гибрид шаровой молнии и вольтовой дуги у меня было железное алиби: на перемене до того я бегал в этот корпус и просто физически не мог подготовить такую красивую диверсию. До сих пор не понимаю, почему все считали, что эти происки - моих рук дело.
Как видим, корпус недавно подвергался “ремонту”.
Столовая.
Когда-то здесь можно было купить слоеные язычки по 6 копеек и, в общем-то, съестьнеплохой обед, которым в 1989-1990ых годах не стыдно было накормить американских гостей. Обратите внимание на метод покраски “по-Путински” что ли, не знаю, как называется способ покраски здания только со стороны фасада, примыкающего к предполагаемому маршруту проезда верховных лиц?
Рядом со столовой - одно из первых зданий на центральной улице города, суммарно таких домов 7, все они находятся в аварийном состоянии (как минимум одно из них - административное), однако же в них живут люди, расселяться им пока никто не предлагает, потому живут и обживаются, как могут. Ставят спутниковые антенны, например.
Вот так вот выглядит левый угол “центральной площади города”. Видимо, так делается “ремонт”.
Самыйаккуратненький фасад в поселке. Конечно же, сбербанк (кто бы сомневался). Здесь осуществляется оплата коммунальных платежей, которые в скором времени можно будет внести только через банковский терминал (один). Да здравствуют все бабушки поселка и окрестностей, которые наконец-то смогут овладеть компьютерной грамотой на уровне банкомата. К слову, я прикинул, что до той поры, пока бабушки не смогут обращаться с компьютером на уровне “продвинутого пользователя”, у терминала нет шансов обслужить всех желающих за те несколько часов в сутки, когда к нему есть доступ (в Германии доступ к платежным терминалам обеспечивается круглые сутки, антивандальный метод прост: дверь к терминалу открывается карточкой банка), поскольку в этом отделении сбербанка оплачиваются платежи и многими людьми из близлежащих деревень.Суммарное количество домохозяйств - гарантированно больше 1000. Далее
считаем сами.
Вторая линия домов, трехэтажных. Состояние их можно оценить по входу в подъезд.
Но котам везде хорошо ;)
Эти два народных средства передвижения: запорожец и мотоцикл, я помню с малых лет. Видимо, с тех пор эти средства не стали здесь менее народными.
Вот так вот выглядит пункт милиции. Милиция на страже (пардон, полиция).
Культура подрастающего поколения... страна может гордиться ИМИ.
Здесь не так много фирм, спообных взять на себя подряд на ремонт жилфонда. Вот этот дом, как я понимаю, недавно ремонтировали, результат налицо, правда чем им не угодил козырек входа в подвал - не понимаю.
... просто разбивка сухого текста: это кот, просто кот, красивый, спокойный и оочень фотогеничный:
Красивые места... как в поселке, так и рядом: рыбалка, охота и другие удовольствия
Раньше в этом домике была изостудия, куда мне довелось ходить в детстве. Сейчас это... молельный дом. Я не берусь судить о том, что нужнее детям, однако с уверенностью могу сказать, что в радиусе 15 км рядом нет ни одной изостудии... а церкви есть, да.
В этом домике раньше была музыкальная школа с несколькими кабинетами, причем дети, у которых не было дома своего инструмента, могли приходить сюда и заниматься в школе в свободное от уроков время. Я всегда любил фортепиано и с удовольствием садился рядом с инструментом, когда на нем играл кто-то из одноклассников. Из нашего класса эту школу посещали трое, теперь этот дом... продан кому-то, чей-то "коттедж", увы.
Гостиница ИБВВ РАН. До сих пор работает, к счастью. Особенность ее конструкции - наличие двух холлов на трех этажах, один из холлов "двухэтажный", с высоким потолком, по второму этажу идет опоясывающий балкон. Я любил бывать в этих уютных холлах с самого детства, администрация лояльно относилась даже к школьникам, приезжавшим в эко-лагерь, которые могли до полуночи сидеть в нем и играть на гитарах (об алкоголе речи как-то не шло, было интересно и так). Здесь нередко устраивались различные праздники и приемы, часто проходила встреча нового года, именно это гостиница принимала в 1989 году, после падения железного занавеса, группу из 45 американских студентов, приехавших в Борок, чтобы познакомиться с СССР. Чуть позже здесь жили группы финских и немецких школьников, приезжавших по обмену в борковскую школу. На данный момент институт старается потихоньку восстанавливать гостиницу, хотя бы по номеру, но это требует серьезных вложений и идет крайне медленно, поскольку финансируется институт весьма скудно.
Борковский клуб. Клуб в прямом смысле слова. Разумеется, здесь иногда устраивали знаменитые "деревенские дискотеки", но так же именно тут показывали детские фильмы по 5 копеек, учили играть на гитаре и балалайке, были народные танцы, кружок бальных танцев итд. В подвале клуба уже в перестроечные годы устроили секцию тяжелой атлетики, куда ходило 10 из 11 молодых людей нашего класса.
Вот так выглядит выход из кинозала. Давно уже отсюда не выходили ни взрослые, ни дети, котором удалось бы посмотреть художественный фильм. Теперь ближайший кинотеатр - в районном центре, это около 30 км.
"Дом геофизика" (жилой)
Уникальный корпус института физики земли: в его конструкции не использовано железо, даже трубы и гвозди - из немагнитных сплавов. Необходимо было обеспечить полную магнитную нейтральность здания, внутри расположен куб, ориентированный по вектору магнитного поля земли, школьником я помогал папиному коллеге производить замеры намагниченности различных образцов. Работа муторная, но тоже нужная.
дорога к корпусу, как мы видим, ходят теперь туда не часто.
Главное здание института физики земли, к счастью, в нем недавно заменили все окна, потому как работать зимой при 12 градусах в помещениях очень непросто. Справа от здания расположена красная пристройка, ее создали специально под уникальный пресс, единстенно оставшийся рабочий с советских времен (к слову, там же стот пресс, на котором были получены первые технические алмазы в СССР). Пресс позволяет под дозированным усилием разламывать образцы горных пород, фиксируя то, как происходит их разлом. Точность прибора, после создания цифровой надстройки к нему, превышает точность похожего пресса у коллег из Потсдама на 2 порядка. За доли секунды фиксируется огромное количество событий, просиходящих с образцом, после чего происходит кропотливый анализ полученного материала. Это, отчасти, помогает понять процессы, происходящие с литосферными плитами, так же есть лаборатория, проситывающая напряженность земной коры, чтобы было возможно предугадать наиболее возможное место следующего землетрясения.
Оранжерея... здесь выращивали калы... и другие цветы, которые можно было официально заказывать "по случаю", например, дня рождения жены ;).
Сооружение, показанное ниже, я обнаружил в дальнем углу обсерватории (приказ администрации). Как оказалось, это - своеобразный памятник Юрию Семеновичу Геншафту, изготовленный и подаренный институту его супругой, который до последнего работал в ИФЗ и жизнь которого была неразрывно связана с Борком. Шар - это наша планета, внутри которой лежат многочисленные образцы горных пород, лично отобранные и привезенные для исследований Юрием Семеновичем. Этот человек приезжал в Борок, чтобы спокойно поработать на французском приборе"Камебакс" (на котором около 30 лет проработал мой отец, пока не был куплен новый микрозонд), увлекаясь настолько, что у нас существовала "константа опаздывания Геншафта" на званый ужин, обычно она варьировалась от 3 до 6 часов. Он буквально жил рядом с этим прибором, поставив рядом с ним раскладушку. Когда же вся его семья приехала на лето и поселилась в деревенском доме рядом с Борком, то каждое утро ученый, сказав жене, что он идет "на рыбалку", отправлялся работать на Камебакс, сидя за прибором до 6-7 вечера, после чего, нацепив что было на корягу, именуемую по ошибке удочкой, он за 30-40 минут ловил несколько приличных рыбин и отправлся домой с уловом. Все были счастливы.
На фото ниже - многочисленные фото, полученные с Камебакса, а так же фотография самого Юрия Семеновича.
Заключение
Напоследок мне хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, лишь малой доли тех денег, что выделяют сейчас на Сколково, хватило бы на то, чтобы привести в человеческий вид поселок, в котором создана полная инфраструктура для полноценной жизни ученых: школа, больница с поликлиникой на 75 мест, детский сад, прекрасная природа и экология, налиие ж/д сообщения в 15 км от поселка, относительная близость Москвы (350км), а так же создать жилой фонд для молодых ученых и финансировать новые ставки. Однако создается ощущение, что это, на самом деле, никому не нужно и все разговоры о российской науке не более, чем фарс. Пока еще не поздно, пока еще есть в институтах люди, способные передать свои знания и наработки молодежи, но с каждым годом их все меньше, молодежь не идет в науку (по разным объективным причинам, не на последнем месте среди которых стоит финансовый и жилищный вопросы), уже сейчас на ученом совете видны лишь "седины и лысины" и насколько еще хватит пороха у всех этих людей - неизвестно.
конец...
P.S. все фото в более высоком разрешении доступны по ссылке:
http://gallery.matteo-studio.com/public_html_gallery3/index.php/Borok