Сто лет со дня рождения деда

Jan 23, 2011 18:34


Вчера, 22 января 2011 года, исполнилось 100 лет со дня рождения моего деда, Юрия Александровича Косыгина. Я уже писала, что я из семьи геологов. Так вот, дед был геологом, ученым, академиком, основателем и директором Института тектоники и геофизики в Хабаровске. Он был умен (безусловно), остроумен и незауряден.

Самое главное, что я могу сказать о деде - это то, что у нас с ним состоялась встреча (в самом важном значении этого слова), несмотря на то, что мы с ним познакомились, когда мне было тринадцать лет, а ему - 78. Дедушка жил в Хабаровске, а в Москву прилетал на заседания Академии наук и в санаторий "Узкое". В общем-то он был для меня парадным дедом. Подарки, конфеты, письма на бланке "Академик Косыгин", "Волга" с личным шофером, вручение ленинской премии в Кремле... Тем не менее, как-то органично он вошел в нашу с мамой жизнь. К маме моей он проникся большой симпатией. Мама окончила геологический факультет МГУ. Она вспоминала, что однажды к ним приезжал Юрий Александрович, читал лекцию, и это было ярко и незаурядно. Конечно, она тогда не предполагала, что это ее будущий свекор. Когда же она познакомилась с моим отцом, мой другой дед (ее отец), Иван Ефимович Ходанович, вспомнил, что слушал лекции Александра Ивановича Косыгина (мой прадед по отцу и  отец Юрия Александровича). Пять последних лет своей жизни дед со мной общался: лично - когда приезжал в Москву, или через письма. Писал он, в основном, о своих предках. Его мать, Зоя Александровна Косыгина, передала ему много сведений о своем роде. Род Косыгиных упирается в сибирского купца Ивана Косыгина, занимавшегося чайной торговлей. Предки Зои Александровны - Михайловы, Баженовы, Крыловы, сибирские врачи с немецкими корнями фон Глены и многие другие.

А в "Узком" было здорово. Этот санаторий - бывшая усадьба, кажется, князей Трубецких. Дед там жил в номере, который состоял из маленькой комнаты и санузла. В номере напротив отдыхал писатель Юрий Нагибин. Выходя из столовой, можно было встретить Д.С. Лихачева. Столовая была замечательная. Огромная люстра... Вкусную еду приносили на подогретых тарелках. Обязательно давали десерт - фруктовое желе в металлических креманках или что-нибудь еще. Рядом со столовой  - зала с роялем, рядом с роялем - вход в библиотеку, где хранились старинные книги. Дедушка пользовался этой библиотекой. В нишах у окон стояли кресла, столик с желтой лампой. Мы садились  за этот столик и беседовали. У деда был хороший голос. Сам он говорил, что его голос похож на голос диктора Левитана. Узкое я помню очень хорошо. Старинные картины на стенах. Большие зеркала, в которых отражалась я, юная, пятнадцати-шестнадцатилетняя. Бильярдная, в которой которой когда-то играли князья. А еще старая закрытая белая церковь. Отдыхал в Узком дед зимой. Я собиралась поступать на факультет психологии, и , по этому случаю, дедушка мне дарил книги Бехтерева, Фрейда. Сам же он тоже психологией заинтересовался, особенно методом интроспекции.

род

Previous post Next post
Up