Модели автомобилей фирмы GNOM наверное самые редкие и необычные среди всех ГДРовских игрушек - моделей. Об истории этой фирмы мало известно, тем более,что выпускались маленькие металлические машинки недолго, с послевоенного времени до конца шестидесятых. Они продавались и в СССР, поэтому у кого то может быть и сохранились.
А вся история началась еще в XIX веке , когда Ernst Paul Lehmann основал в 1881 году игрушечную фабрику, которая в ХХ веке стала самым известным производителем игрушек в Европе. Игрушки из жести , ярко раскрашенные были мечтой мальчишек тех времен и стоили очень дорого. Сегодня эти игрушки можно купить только с аукционов или в случае необыкновенного везения на блошиных рынках. Посмотрите настоящие произведения искусства
И вот после Второй мировой войны, одна из фабрик оказалась в советской зоне оккупации,а потом в ГДР. Поначалу на ней производились довоенные модели, вот такие
Самой популярной была, вот эта машинка, она и стала последней из серии старого довоенного LEHMANN GNOM.
Выпускать модели автомобилей производившихся еще в довоенной Германии было идеологически неправильно и перед фабрикой с эмблемы которой убрали имя отца основателя была поставлена задача выпустить модель автомобиля Новой социалистической Германии, что и было сделано, образцом для модели стала Ifa S 4000 только что сошедшая с конвейера VEB Sachsenring Automobilwerke Zwickau . Шел 1958 год.
Вот этот симпатичный четырехтонный грузовичок
Бензовоз на его базе
И пожарный автомобиль
А вот и знаменитые модели,посмотрите как искусно они сделаны
Служил наш герой и в Народной Армии ГДР
Целая серия военных моделей была сделана уже народным предприятием по маркой MS, но название GNOM осталось.
А потом состарилась оснастка, ушли старые мастера и фабрика прекратила свою работу. Но ее модели и сегодня радуют коллекционеров.
А что же отец основатель легендарный Ernst Paul Lehmann , имя одного из отцов немецкой технической игрушки, ушедшего из жизни ещё в 1934 году несет крупнейшая фабрика по производству моделей железных дорог в масштабе G (Садовые железные дороги) LGB - Lehmann-Groß-Bahn и является продолжателем дела компании, чей почтенный возраст 132 года не может не вызывать уважение... Но это уже совсем другая история.