Вчера, когда мы с вами дискутировали и, на мой взгляд, очень полезно о паровозах поставленных в СССР по Ленд Лизу, а я пытался объяснить отдельным читателям, какой процент составили поставки от современных машин парка НКПС, почему Транссиб, на котором они работали, играл такую важную роль для снабжения фронта, мне вдруг задали вопрос от которого я даже растерялся, мне написали, мол о чем Вы пишете, какой Ленд Лиз через Дальний Восток, когда вокруг были одни японцы, как американцы могли доставлять нам технику, боеприпасы и так далее, тем более в таких объемах...
О полной и поголовной исторической безграмотности нашего населения говорить не хочется, это не их вина, это общая беда, мало того, если в советское время люди интересовались историей, читали книги, путь даже и условного Пикуля, и "Реквием каравану PQ 17" давал хоть какое то представление о том, как шли конвои из Британии в Мурманск, то сейчас интерес к истории сводится к нулю, когда водка стоит 230 рублей, а хорошая книга больше 1000, это неудивительно.
И я кратко, в таком популярном изложении, расскажу, какую роль играл наш Дальний Восток в поставках по Ленд Лизу. И какую роль в этом сыграла Императорская Япония, которая к тому времени уже давно находилась в состоянии войны с США.
Сейчас мало кто знает, что дальневосточный Ленд-Лиз и был главным путем доставки стратегических грузов в СССР. По данным Российского государственного архива экономики Владивосток и Дальневосточная железная дорога переправили 8 млн. тонн импортных грузов - это в 4 раза больше объема импорта, переправленного Мурманской и Кировской железными дорогами, и в 5 раз больше того, что переправила Архангельская группа портов и Северная железная дорога.
Владивосток, Находка и Транссиб стали основными транспортными артериями для поставок по Ленд Лизу.
Америка вступила в войну с Японией 7 декабря 1941 года. Поэтому доставлять Ленд Лиз американскими кораблями было невозможно, СССР собрал все остатки торгового флота на Дальнем Востоке, все суда приплыли именно туда, США передали 100 своих старых кораблей, все они стали под советский флаг, и началась Ленд Лизовская морская дальневосточная эпопея. А потом американцы дали и новые транспортные суда, легендарные Либерти. Вот маршруты наших кораблей.
Не поверите, но ленд-лизовские перевозки на Дальнем Востоке были бесконвойными! Конвоев не было (хотя под боком вступившая в войну на стороне Гитлера Япония) - только одинокое, бесконвойное плавание советских экипажей на советских же судах (и на судах, предоставленных по программе ленд-лиза). А это сотни кораблей, поток грузов, причем военных. Мало того, об этом тоже почти не вспоминают, но американцы помогли обновить наш Тихоокеанский флот, не просто обновить, а создать новый.
К концу мая 1945 года из Колд-бея уже ушли во Владивосток 53 корабля. В их числе были пехотно-десантные корабли и фрегаты. На борту транспортов в Петропавловск-Камчатский были отправлены торпедные катера. Затем в течение августа 1945г., пока еще шла война с Японией, из Колд-бея ушли в порты советского Дальнего Востока еще 30 кораблей, в том числе 12 фрегатов. Из кораблей, входивших в состав Тихоокеанского флота, 51% тральщиков, 32% морских охотников за подводными лодками, 70% сторожевых кораблей и 20% торпедных катеров были построены в Соединенных Штатах Америки. Надо признать, что упомянутые корабли намного превосходили советские по техническому оснащению. Вы слышали когда-нибудь об этом ?
А Япония, строго придерживаясь договора о взаимном нейтралитете, подписанного в Москве 13 апреля 1941 года. Наши корабли огибали японские острова прямо под носом Императорского флота, конечно были и инциденты, даже топили суда по ошибке, но в целом наши корабли плавали здесь без проблем.
Сложно сказать, что было бы, если бы Япония нарушила договор и вступила в войну с СССР на стороне нацисткой Германии, но история не имеет сослагательного наклонения, что было потом вы все знаете, 9 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, Япония капитулировала перед союзниками, и у нас до сих пор нет с Японией мирного договора.
Вот такая история. А потом спустя двадцать лет после первых поставок Ленд Лиза через Дальний Восток и передачи СССР легендарных транспортов Либерти, начался Карибский кризис. Казалось бы при чем тут Ленд Лиз ?
Вот такие фото.
Эскадренный миноносец ВМС США DD-878 «Vesole» следит за советским транспортом «Иван Ползунов» (типа «Либерти», построен в Ричмонде в 1943 году, до июня 1949 года - «Орел») во время Карибского кризиса.
«Советская Гавань» с размешенными на палубе замаскированными ракетными катерами проекта 183-Р («Комар»).
«Колхозник» направляется к берегам Кубы; на палубе судна хорошо различимы торпедные катера проекта 183 «Большевик» (Р-6 по западной классификации).
Все эти снимки сделаны с американских самолетов в период Карибского кризиса.
А это пароход "Одесса", Владивосток середина 2000-х годов, перед списанием.
Вот такая у нас сегодня с вами история, про Ленд Лиз, про Дальневосточный маршрут, про Японию, про транспортные корабли Либерти.
Рекомендую к прочтению вот этот пост, на мой взгляд очень хорошо и вдумчиво написано. "Ленд-лиз на Тихом океане".
https://fluffyduck2.livejournal.com/1148682.html Хорошего всем дня. Изучаем нашу историю такую, какова она есть, это очень интересное занятие.