Через две недели будет ровно год, как началась СВО.
Задуманная в секретных кабинетах тайной администрации, как молниеносная и бескровная полицейская операция по демилитаризации и денацификации агрессивного соседа, СВО постепенно эволюционировала в войну, которую кто то называет Отечественной, кто то III Мировой, а кто то неприкрытой орочьей агрессией против независимого государства и всего Свободного мира.
И вот уже летят баллистические ракеты, идут в атаку армии, переходят из рук в руки целые области, на крышах сталинских мегалитов устанавливают системы ПВО, Британский Король измеряет электронным циркулем расстояние от Лондона до Тулы, а в Островной империи Восходящего Солнца проходят митинги за возврат своих исторических территорий, островов и полуостровов. За всеми этими тектоническими движениями, за смещениями геполитических плит и военным противостоянием наблюдает Генеральный секретарь ЦК Поднебесной, головы его бессмертного дракона есть во всех столицах. В Москве их две - Москва и Садовод, и они пристально следят за ситуацией, их ноздри чувствуют малейшее дуновение политического бриза и изменение его запаха.
Мир замер в предчувствии ядерного апокалипсиса.
Я долго искал причины этого конфликта, смотрел, что же могло привести к нему, за что реально сегодня сражаются и гибнут люди. И среди всей этой демагогии и патриотического пафоса я вдруг увидел нечто, что проходит связующей нитью, я бы сказал нервом этого конфликта.
И это БОРЩ.
Давайте вспомним недавнее прошлое, когда Россия и Украина, пока еще дипломатическими методами, сражались за этот величайший суп в истории человечества. Россия говорила - Кубань родина борща, там зародился этот легендарный суп - Русский Борщ, Украина отвечала, мол какой Русский Борщ,Кубань - это наша земля, а еще с XVII века запорожсике казаки не лаптем щи хлебали, а ели серебрянными ложками этот наваристый и вкуснейший супец на берегах Днепра, да что там, еще во времена Князя Владимира Киевского иностранных гостей потчевали этим блюдом, за уши от мисок было не оторвать. За всем этим противостоянием наблюдали поляки, по мнению которых, борщ это чисто польское блюдо, слово тоже польское, а уже потом этим гениальным кулинарным изобретением польских кулинаров воспользовались соседи, впрочем как и водкой, одни из которых, видимо из стыда переименовали её в горилку, а вторые до сих пор используют традиционное польское название этого великого напитка и не платят роялти.
Как мне кажется, конфликт вокруг Борща разрастался, возникли вопросы языкознания на отдельных территориях, которые и привели к конфликту, который, по видимости, приведет к исчезновению современной гуманоидной цивилизации.
В связи со сложившейся ситуацией, я хочу вам поведать Настоящую историю украинского борща.
Услышал я её от шеф-повара ресторана Столичный на Крещатике в Киеве лет эдак пятьдесят назад, ведь именно на легендарной кухне этого ресторана, окна которой выходили в наш двор, кулинарным гением Исаака Самуиловича была создана "Котлета по киевски", и именно здесь он варил самый вкусный украинский борщ на планете Земля. С памушками с чесноком и сметаном, почему то у него она была мужского рода.
Эту великую историю борща он рассказывал моему дедушке Абраму Эфраимовичу, когда они выпивали и закусывали в нашем садике, прямо на Крещатике. Я сидел рядом, ел котлету по-киевски и внимал.
Абраша, ну какой украинский борщ мог быть при князе Владимире, шо пишут там эти поцы от кулинарии. Во первых, тогда не было того буряка, который сегодня кладут в борщ, готовили ботву, а сама свекла была десертом во вторых, посмотри историю обычного помидора, он появился в Европе только в семнадцатом веке, а кушать и готовить его в современном понимании начали только в восемнадцатом. Помидор впервые вкусили испанцы в Америке, ацтеки готовили в соусе из томатов человеческое мясо и потчевали им гостей, шел 15 век...
А Борщ в современном понимании этого слова, тот который мы готовим и любим, тот который мы называем украинским, пришел к нам из Польши. История простая, борщ ведет свою историю от томатных супов, а томаты начали культивировать в Португалии и Испании, именно там великие еврейские кулинары создали Гаспаччо, Абраша ты слышал про Гаспаччо, нет, наливай, это величайшее произведение кулинарного искусства. Суп Богов. Именно в еврейских общинах возникла культура обработки, хранения и приготовления блюд на основе томатов, Абраша,ты шашуку пробовал, а, последний раз, ещё до революции, наливай. А какой борщ, Абраша, без картофана, а его привезли наши соплеменники тоже с Пиренеев, давай вот закусим селедочкой с пюрешкой.
Так вот, когда начался великий исход евреев с иберийского полуострова, они и принесли великую томатную культуру сначала в Германию, а уже потом в Польшу. Климат там был не испанский, поэтому от холодных супов частично отказались, косо посматривая на местные пустые свекольники из ботвы. И вот долгими, мрачными и холодными зимними вечерами выходцы из Испании и придумали тот, суп, который мы называем сегодня Украинским борщом. Варили его в еврейских местечках, на говядине и курятине. Борщ считался кошерным блюдом, из мяса сваренного в бульоне делали налисники, тоже впоследствие ставшие национальным украинским блюдом, да собственно и вареники в первоначальном виде, модифицированные китайские Гёдза, пришли оттуда с евреями через Пирении, Абраша, ты пробовал Гёдза, нет, а пельмени, отлично, это практически тоже самое, наливай.
Так что практически вся современная украинская кухня вышла из еврейских местечек, да заменили говядину свининой, но это максимум, что могли сделать.
Вот такой рассказ я тогда услышал и сегодня рассказал его вам.
И вот что я подумал, если Борщ является таким яблоком раздора, что привел в планетарному конфликту, то надо вернутся к первоисточникам, кем были Адам и Ева, кем был Моисей или Христос, так и Борщу надо вернуть его первозданное имя и всё успокоится, вернется на круги своя.
Ведь первоначально на идише этот великий суп назывался «Боршт», так он звучит и на иврите.
Интересно также отметить, что в честь борща, завезенного в США именно евреями, возникло шуточное название горного массива в США (Катскильских гор), который стал местом постоянного ежегодного отдыха евреев Нью-Йорка, а именно - Борщевой пояс или Еврейские Альпы.
Самый вкусный Боршт я варю на индейке. Вот и сегодня к Шабату начал готовить с утра.
Шабат шалом. Возвращаемся к истокам, к Великому и Первозданному Борщу-супу мира, любви и надежды. И не важно, кошерный он или нет.