Доброе утро! Сегодня поговорим о вчерашних протестах в Беларуси, обсудим Латынину с её Кодом доступа и посмотрим, какие будут новости.
А моё утро сегодня, как всегда, сделала лента новостей.
А текст какой замечательный.
Журналисты из Германии обнаружили, что немецкие подводные лодки, как оказалось, оснащены навигационными устройствами российского производства. Они написали об этом на страницах Bild am Sonntag. Русские не удержались от сарказма: "Опять "Новичком" запахло?"
Bild напугал своих читателей, сообщив, что около ста немецких подлодок уже более 15 лет работают на российских навигационных системах. Их произвела петербургская компания "Транзас", которая производит продукцию и для военного, и для гражданского сектора. С 2018 года она формально стала финской, но подразделение военной продукции осталось в руках у России.
Как отметили немецкие авторы со ссылкой на экспертов в области безопасности, российская часть "Транзаса" находится "в фокусе западных разведслужб". Журналисты попытались уточнить, могут ли российские разработки представлять собой потенциальную угрозу для немецкого флота, но в Минобороны ФРГ заявили, что власти делают всё возможное "для обеспечения безопасности IT-, кибер- и криптосредств в ведении министерства обороны".
Российские читатели не смогли удержаться от шуток и сарказма в ответ на испуганные заявления немцев: "Не может быть! Опять руку Кремля ищут?", "Да-да, ГРУ следит за всем миром", "Опять "Новичком" в Германии запахло?" - пишут они в Сети.
Но тот, кто мало мальски знаком с российской IT индустрией, хорошо знает компанию "Транзас", 100% которой сегодня принадлежит легендарному финскому судостроительному гиганту Wartsila. Компания была целиком продана в 2018 году за 210 миллионов Евро.
Компания Транзас, основанная еще в СССР в Ленинграде, как разработчик и производитель морского бортового оборудования, электронно-картографических систем и морских электронных карт и для научных исследований в области морской навигации, стала к началу 2000-х годов мировым лидером, а к 2015 году «Транзас» занимал 45% мирового рынка морских тренажёров и свыше 30% рынка морских электронно-картографических систем.
Основным акционером "Транзас" к тому времени стала группа «Промышленные инвесторы», президентом владельцем которой является бывший министр бывший министр топлива и энергетики Сергей Генералов, кстати, выходец из ЮКОСа. Именно при нем «дочки» группы компаний «Транзас», были зарегистрированы в Соединенном Королевстве ЗАО «Транзас Технологии» и ООО «Транзас Навигатор», а часть компании продана АФК Системе,
Группа компаний, специализирующаяся на разработке и производстве беспилотных аппаратов, картографических и навигационных решений, тренажеров для морской, авиационной и другой техники, корабельного бортового оборудования и другой продукции была выделена из состава компании Транзас и перешла под контроль «Системы» в 2015 году за 4,8 млрд рублей.
А уже потом была продажа Wartsila.
Реакция участников рынка была однозначной. Вот что сказал по поводу сделки Андрей Николаевич Терехов, Генеральный директор «Ланит-Терком», профессор СПбГУ Андрей Николаевич Терехов :
«Покупка «Транзаса» финской компанией - это потеря. Проблема даже не в том, что крупная, признанная на глобальном рынке российская компания вдруг стала не российской, и интеллектуальная собственность из России уплыла. Главная неприятность заключается в зависимости ряда серьезных российских организаций от продукции «Транзаса». Компания обладает уникальными технологиями, аналогов которым на российском рынке фактически нет. Станут ли теперь российские госкомпании, особенно, связанные с оборонным сектором, заказывать «Транзасу» ту или иную продукцию? Сомневаюсь»...
А это мнение Президента софтверной Ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова:
«Транзас» имел реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене - стать брендом уровня Kaspersky, Yandex и т.д. Поэтому переход компании в собственность финского холдинга - негативное для России событие. Мы уже не сможем использовать имя «Транзаса» как историю успеха российской компании на глобальном рынке. Россия будет играть в достижениях группы уже вторую, если не третью-четвертую, роль.
Несмотря на то, что в сфере IT с формальной точки зрения в принципе уже давно не существует чисто американских, немецких, французских или русских компаний, на уровне ассоциаций все прекрасно понимают, что Mercedes - это немецкий бренд, Nokia - финский, Apple - американский и т.д. У нас был шанс превратить «Транзас» в мощный русский бренд уровня Nokia, но мы его потеряли. И это удар по имиджу России».
Но компания прекрасно продолжает работать с Минобороны РФ и под финской юрисдикцией.
К чему сейчас этот информационный шум, я не понимаю. Думаю, что вся история компании "Транзас" с 2015 года была связана с санкциями, отсюда и такая диверсификация, и последующая продажа. А вот эти заявления : "С 2018 года она формально стала финской, но подразделение военной продукции осталось в руках у России" - просто идиотизм, и только навредят компании.