Доброе утро! Вчера просто не успел написать и ответить на вопросы комментаторов и враньё бесчисленной армии ботов, которые тут же примчались ко мне в гостина пост о Киеве. Сегодня же сделаю пост на, как мне кажется, актуальную тему, постараюсь рассказать, почему, на мой взгляд, Россия "потеряла" Украину и почему победа Майдана в итоге приняла антироссийские формы и направление, тоже обещанный еще вчера.
Ну и новости.
А в традиционной утренней рубрике у нас сегодня рассказ о португальском кудеснике. Знакомьтесь Manuel Saraiva.
Эта удивительная история началась в 2006 году. Но все по порядку. Самой старой и авторитетной фирмой производящей модели железных дорог является немецкая MARKLIN, компания была основана Теодором Фридрихом Вильгельмом Мерклином еще в 1859 году. Самыми редкими моделями в масштабе ОО/НО 1:87, которые можно купить только на специализированных аукционах, всегда были локомотивы и вагоны изготовленные небольшими партиями для экспорта, и раскрашенные в ливреи железных дорог этих стран. Причем в довоенные и первые послевоенные годы модель не всегда соответствовала прототипам, раскрашивались модели немецких железных дорог. Одной из самых редких серий считались модели изготовленные в небольшом количестве для Португалии , в частности вот этот паровоз MS 303,
явная переделка Мерклиновской классики знаменитого паровоза SK 800. В Португалии в конце 30х годов ХХ века таких машин конечно и близко не было, но игрушка пусть и безумно дорогая все таки игрушка.
Модели португальской серии почти не появлялись на аукционах, и до 2006 года немецкие любители и коллекционеры редко видели их в живую , но именно в этом году один из португальских любителей привез такой паровоз
и несколько вагонов португальской серии на клуб почитателей старого Мерклина.
Но на носовой части паровоза не было традиционной надписи MARKLIN - Vacminel вот что там было написано. И вот что оказалось на самом деле :
1942 год, Европа охвачена пламенем Второй Мировой Войны, Португалия - нейтральная страна, помните «Ночь в Лиссабоне» Ремарка... Большой любитель моделей железных дорог, врач по профессии Manuel Saraiva решает начать производство моделей
и делает это очень оригинальным способом - он просто пытается сделать копии моделей MARKLIN из своей коллекции.
А фирма Vacminel получила своё название в честь сына основателя Vasco Manuel Saraiva, который появился на свет в 1941 году. Удивительно, но практически в кустарных условиях Мануель сумел создать оснастку, изготовить пресс формы и начать производство
Качество произведенных копий практически не отличалось от немецкого оригинала, только по логотипу Vacminel можно было внешне отличить модели, не удивительно, что коллекционеры долгое время считали, что так MARKLIN обозначал модели, произведенные для Португалии.
Сначала Manuel Saraiva произвел стартовые наборы, удивительные по качеству, никто не знает достоверно, где он заказал рельсы и трансформатор, но уже в 1943 году в двух самых роскошных магазинах игрушек Лиссабона "Biagio Flora" и "Bazar Tadeu" продавались модели поездов, произведенных в Португалии.
Всего было выпущено тридцать наборов, сколько было произведено отдельно локомотивов и вагонов , сказать сложно. Работавший в обеденное время и по ночам Мануель, вряд ли смог сделать большое количество моделей. А его основная работа - ветеринара, не оставляла много свободного времени. Жена моделиста вспоминает, что иногда он засыпал в мастерской, работая над моделями. Португальский рынок для таких дорогих игрушек был невелик, но отсутствие импорта из Германии помогло Vacminel добиться успеха. Семейном бюджет получил солидную прибавку. Наверное с 1942по 1945 год это было единственное предприятие в Европе, выпускавшее модели железных дорог.
После войны производство продолжалось, и уже были выпущены вагоны по американским технологиям.
А в 1953 году модели Vacminel взяли Гран при Первой выставки искусства организованной Junta Nacional dos Produtos Pecuários. Казалось бы дело должно развиваться... Но в 1955 году Manuel Saraiva едет в Германию , на фабрику MARKLIN, где показывает свои модели. Немецкие специалисты были в шоке от качества продукции и точности копирования своей. Мануэль не сказал им, что это его модели, он просто спросил, могут ли к производителю быть предъявлены претензии и иски. Ответ был расплывчатым, что скорее всего нет, а за предыдущий период военных лет точно нет. Тем не менее, по возвращению домой, он судя по рассказам близких людей уничтожил все пресс формы. Но одна, тендера легендарного паровоза, сохранилась
Сегодня модели произведенные в мастерской Мануэля Сараива являются украшениями коллекций, делают даже реплики знаменитого паровоза.
Модели являются звездами международных встреч любителей старых моделей железных дорог.
А жизнь преподносит новые сюрпризы, например в Португалии был найден вот такой вагон, о котором раньше никто и не слышал
Трудно сказать, это старая реплика или оригинал...
А совсем недавно на одном из серьёзных аукционов появился вот такой вагон
Это вообще удивительно - вагон Чехословацких железных дорог CSD, произведенный в Португалии!!! Ценник конечно тоже авторитетный :)
Я уверен, что Manuel Saraiva и его удивительные модели Vacminel преподнесут любителям моделей и коллекционерам еще немало сюрпризов. В следующий свой визит в Португалию, я постараюсь побольше узнать об истории этой компании и обязательно поищу модели. Рад, что смог рассказать вам об этом удивительном человеке и его работах.
Основной источник информации:
https://frtrains.com/article/de/data/documentation/vacminelp1