Доброе утро! Сегодня обсудим Беларусь, есть о чем поговорить после вчерашнего интервью Вадима Прокопьева и ответов на вопросы Марии Колесниковой, суд в Гааге по МН 17 продолжается, кратко и тезисно обсудим, что там, и когда всё закончится и чем. И ,конечно, новости...
А в железнодорожной рубрике вот такая история.
Салон - вагон Маршала Конева... Или, как рождаются легенды.
После демонтажа памятника Маршалу Коневу в Праге, интерес к этому легендарному военачальнику вырос в разы (тут,кстати, чехов можно поблагодарить), тем более, что у нас в стране есть только бюсты маршалу, один на его малой Родине, установлен как дважды Герою Советского Союза,ещё в советское время, а остальные поставлены уже в современной России, как вот этот в Вологде. А памятник в Кирове перенесен из Польши, где его тоже демонтировали тоже в постсоветское время.
И вдруг, собирая материалы, а я хочу рассказать читателям о взаимоотношениях Георгия Константиновича Жукова и Ивана Степановича Конева , я нахожу вот такую информацию.
Вот это да !!! Неужели правда. Поезд Победы в Белгороде, и в его составе салон-вагон Маршала Конева на котором он, цитирую первоисточник : "Во время Великой Отечественной именно в этом вагоне Иван Конев ездил по стране и инспектировал свои полки."
Текст конечно феерический. Ездил по стране...
Я написал много постов про вагон-салоны, в том числе и Маршалов, был у меня и вагон Маршала Фоша, и вагон Маршала Блюхера ,и салон вагон Генералиссимуса Сталина. Но что бы во время Второй Мировой, кто то из командующих мотался по фронту или фронтам в салон-вагоне, я не слышал. Верховный Главнокомандующий за все эти лихие годы всего трижды путешествовал в салон вагоне в составе литерного поезда. Сначала в Тегеран, потом в Ялту и уже после Победы в Берлин, на Потсдамскую конференцию.
Я нашел ещё одну заметку об этом вагоне, у нас,в родном ЖЖ.
Думаю ну как же так... Решил рассказать историю вагона поподробнее, он конечно мне знаком, но всё таки надо было уточнить. Меня немного смутили тележки.
И я боялся ошибиться. Поэтому обратился к своему другу Рустаму Садретдинову.
Шикарный рассказ.
Итак,наши довоенные салон-вагоны строили путем реконструкции пассажирских вагонов владикавказского типа. Персональные вагоны до войны были только у Будённого, Ворошилова, а также Блюхера и Тухачевского (до того, как их репрессировали), вагон Тухачевкого потом перешёл к маршалу Шапошникову. Кроме этого такими вагонами пользовались командующие военными округами, причем вагоны не простаивали. В случае необходимости, такими вагонами пользовались их замы.
А вот после войны на станции Северянин была база спец-вагонов Министерства Обороны СССР, ими и пользовались советские военачальники, но уже персонального закрепления вагонов не было. Она была расформирована в 1987 году.
Также салон-вагонами пользовались начальники железных дорог. Тоже такого же типа.
Сохранилось их много. В России сегодня вообще много салон вагонов, включая музейные и современные, около 1 500 штук. Вагон маршала Будёного в Музее на Рижской, которым и командует Рустам, вагон Жданова в музее в Санкт-Петербурге, вагон Ворошилова в музее в Новосибирске.
А теперь о вагоне маршала Конева, во время великой Отечественной у маршала Конева не было персонального вагона. Да и вообще, невозможно себе представить командующего фронтом,передвигающегося в салон вагоне, как, по рокадным магистралям на тяжеленном вагоне, да вы о чем ? Если еще в Первую мировую и Гражданскую это было возможно, просто из за того, что тогда авиация была еще в зачаточном состоянии, то во время Второй Мировой такой состав стал бы замечательной и лёгкой мишенью для авиации нацистов. Вспомним историю сталинской поездки в Тегеран, литерный состав шёл в глубоком тылу, и всё равно его с воздуха прикрывала истребительная авиация Северного флота, и на пути туда и на обратном... Именно эти лётчики были первыми награждены орденами Нахимова в 1943 году.
Так что наше мнение однозначно, во время войны у маршала Конева не было персонального вагона. И общеизвестный факт, что в ставку он летал на самолёте, как и другие командующие фронтами.
А вагон на фото был построен для командующего СКВО в 1934 году. Им тогда был легендарный командарм Николай Дмитриевич Каширин, который,увы, сначала в июне 1937 года входил в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, судившего обвиняемых по делу Тухачевского, а потом и сам был арестован 19 августа 1937 года. Обвинен в участии в военно-фашистском заговоре в РККА. И 14 июня 1938 года расстрелян. Реабилитирован посмертно, определением Военной коллегии Верховного суда СССР 1 сентября 1956 года.
В 1937-1938 годах были расстреляны два его брата, Иван и Пётр, активные участники Гражданской войны, занимавшие высокие посты после её окончания. Жену Каширина отправили в ссылку в Казахстан
Почитайте о трагических и героических судьбах довоенных командующих этим округом комкоре С.Е.Грибове, расстрелянном в 1938 году, генерал-лейтенанте В.Я Качалове, погибшем в августе 1941 года в бою под Смоленском , но обвинённом,на основании ложного доклада Сталину, в дезертирстве и сдаче в плен, о генерал-лейтенанте Михаиле Григорьевиче Ефремове, который попав в окружение во время во время неудачного контрнаступления в рамках Ржевско-Вяземской операции в 1942 году, отправил в тыл на присланном за ним самолёте раненных и знамена частей и погиб (а по официальной версии застрелился) в бою. А немцы его хоронили с почестями. Это наша с вами история...
А салон-вагон действительно обслуживал маршала Конева, только очень короткий период, когда с января по июнь 1941 года - генерал-лейтенант Конев возглавлял СКВО, вот наверное откуда эта история. Потому что уже в начале войны генерал-лейтенант И. С. Конев вступил в должность командующего 19-й армией, сформированной из войск Северо-Кавказского военного округа. Армия первоначально была направлена на Юго-Западный фронт, но уже в начале июля из-за катастрофического развития обстановки на западном направлении переброшена на Западный фронт. Какие там салон-вагоны... Это были самые трагические дни в жизни будущего маршала, но это уже совсем другая история...