Доброе утро ! Трагедия под замком Фридлант . Последний рейс 354.109 "Všudybylka".

Oct 06, 2020 07:52

Доброе утро! Сегодня главная новость - события в Киргизии, обсудим и поговорим, с моей точки зрения классической революцией или майданом там и не пахнет, и какое влияние они могут оказать и на ситуацию в Беларуси, и на события у нас, в России. Обсудим ситуацию с коронавирусом, по моему, она близка к критической, обсудим встречу Тихановской с Меркель, которая должна состояться сегодня и будем следить за развитием событий.

А в традиционной железнодорожной рубрике у нас сегодня рассказ о железнодорожной катастрофе в Чехословакии, я написал целую серию историй о железнодорожных катастрофах в стране, где прожил значительную часть жизни и, надеюсь, еще проживу. Даже сами чехи, по моему, не создали такой антологии происшествий на своих железных дорогах.

Эта история интересна была и тем,что поставила передо мной филологическую загадку - я бы назвал её "Трудности перевода".

Итак читаем.

Недавно я увидел вот эту фотографию. Чешский паровоз серии 354.1 стоящий в воде и, резвящиеся вокруг, детишки.



Как попал в воду один из самых массовых чешских паровозов, почему долгое время его не убирали, было непонятно. И я начал расследование, и вот что удалось выяснить. Но всё по порядку.

Танк-паровоз Чешских, а потом Чехословацких железных дорог серии 354.1 получил смешное прозвище "Všudybylka". Эти машины первой половины ХХ века сначала производились на австрийских, а потом на чешских заводах.



Как это переводится на русский ? Гугл перевёл "Вездекрупинки" , и выдал, что это название чешского супа, ну или поливки по чешски :) Вот такого наваристого с фасолью, крупой, квашеной капустой и домашней колбасой... Надо же, я столько лет прожил в Чехии, а про такой суп не знал...



Но мой самый близкий друг, кстати сын легендарного чехословацкого железнодорожника и одного из руководителей Чехословацких железных дорог, объяснил , что в случае паровоза, да и вообще это переводится, как "везде была" или " Вездебылка" - очень смешное название. А про такой суп они слыхом не слыхивали :) А вот сказка про такую мышку есть :).



4 июля 1958 года именно этот паровоз 354 109 вел пассажирский поезд из Либереца во Фридлант. Расстояние между городами около тридцати километров, сегодня на этом маршруте, популярном, благодаря историческому замку во Фридланте, курсируют автобусы и вот такие поезда.



А в тот злополучный день поезд выглядел наверное вот так :



Паровозная бригада, машинист и помощник, который был еще и кочегаром. Несложный маршрут, последний для бригады в этот день. Машинист захватил с собой сына, на следующий день начинался долгожданный отпуск... Состав отправился в путь по живописной Богемии. Остановка почти каждые три километра, состав из почтово-багажного вагона, пассажирского и нескольких товарных вагонов не спеша постукивал на стыках. Максимальная скорость "Všudybylka" 90км/ч.

Было только одно "но" , но какое... Летом 1958 года в Чехословакии было сильное наводнение, подтопило города, мелководные летом горные речушки превратились в бурные потоки. Вот как это выглядело.



Машинист был предупрежден о неважном состояние железнодорожного полотна и особом режиме движения поезда, но тем не менее случилось непоправимое. Когда состав уже приближался к конечной станции и был у подножья легендарного замка на эстакаде, паровоз сошел с рельс и перевернувшись рухнул в полноводную и бурлящую речку Smědé. Котел паровоза сразу треснул и все три человека находившиеся в будке погибли, ошпаренные паром. К счастью, при падении паровоза, произошло расцепление с составом, и вагоны остались на насыпи, поэтому удалось избежать большего количества жертв. Вот фотографии сделанные сразу после катастрофы.





Прибывшие спасатели обнаружили паровоз, стоящий посередине бурной речки, при извлечении тел погиб еще один человек, и число жертв достигло четырёх. А паровоз так и остался стоять посередине реки. Было решено ждать ее обмеления, что бы эвакуировать машину.





Никаких сообщений об этой катастрофе в прессе ЧССР не было, но остались любительские фотографии , паровоз провел в воде три месяца до извлечения и утилизации. Именно с таких фотографий с детишками я и начал эту историю.





А паровоз "Všudybylka" под номером 195 , точно такой же, как злополучный 109, до сих пор водит туристические и ретро-поезда в Чехии



Детский билет на этот поезд.



Любят эту машину и чешские моделисты





В этом году будет шестьдесят лет этому трагическому инциденту на Чешских железных дорогах. Если когда нибудь попадете в замок Фридлант, то вокруг него есть прогулочная тропа и по ней можно дойти до места катастрофы, оно отмечено небольшим памятным знаком. Вот такая история написалась у меня два года назад зимним подмосковным утром.







P.S. Уже после написания статьи, мне долго не давало покоя это слово Všudybylka, ведь я неплохо владею чешским, и вдруг меня осенило - ну конечно "Вездесущая", как еще можно назвать машину,вот я растяпа, тут еще Гугль сбил с толку.... А чуть позже мне позвонил мой чешский коллега по увлечению, автор многих замечательных историй о железных дорогах,прекрасно владеющий русским, и и мы с ним обсудили это слово Všudybylka и пришли к выводу, что для названия локомотива самый подходящий перевод конечно "Вездесущая", вот такой филологический финал этой трагической истории.

Актуальное, Všudybylka, паровозы, Чехословакия, Чехия, Железная дорога, катастрофы, аварии

Previous post Next post
Up