История одной фотографии.

Feb 23, 2020 11:49

Продолжаю свой рассказ о фотографиях из своей коллекции. Это фото не оригинальное,копия, я приобрел его давным давно на Бурзе в Праге. Даже забыл про него. Но тут,просматривая чешские сообщества об истории Праги (моя любимая тема) наткнулся на него и вспомнил, что да, оно же есть у меня.



Итак рассказ.

На фотографии Прага, железнодорожная станция Libeň Horní nádraží после американской бомбардировки.

Вербное воскресенье 25 марта 1945 года. Это была единственная запланированная бомбардировка Праги Она была произведена с 650 бомбардировщиков, вылетевших из Италии в сопровождении истребителей. Атаке с воздуха подверглись фабрики ČKD в восточной Праге и военные аэродромы Кбелы (Kbely), Летняны (Letňany) и Чаковице (Čakovice).

Воскресенье было выбрано, чтобы уменьшить число человеческих жертв. Атака проводилась волнами из 50 самолётов в каждой в промежутке времени между 11:48 утра и 1:02 пополуночи. Истребители сопровождения Lockheed P-38 сбили немецкий Me 262, который упал возле Пражского зоопарка.

В результате налёта 235 человек погибли и 417 получили ранения, 90 зданий были уничтожены и 1360 сильно повреждены.

Что можно сказать по фотографии. Если присмотреться внимательно, то на ней вагоны или немецкие, или стран союзниц Германии. Чуть позади венгерский вагон с тормозной будкой MAV , поближе немецкий удлиненный двухосный полувагон DR , а на переднем плане классический итальянский грузовой состав.

Месяц назад Красная Армия штурмом взяла Будапешт (не было никакого освобождения города был штурм вражеской столицы), Союзники брали город за городом в Германии, навстречу им продвигались советские войска. А Прага стала эдаким островком мира и тишины во всем этом аду, даже бомбардировка 14 февраля 1945 года произошла больше из за ошибки американских ВВС, когда они перепутали Прагу с Дрезденом, а большое количество жертв 700 человек объясняется тем, что пражаки даже не прятались в бомбоубежищах, настолько они были убеждены в собственной безопасности, многие погибли из за осколков у собственных окон, наблюдая за происходящим.

Обратите внимание , большинство вагонов груженые, видимо уголь и,безусловно, продукция чешских военных заводов, исправно поставлявшаяся для немецкой армии до последних дней. По данным разведки союзников, именно в Либени была промзона,склады и происходила погрузка техники и грузов для отправки в Германию и на фронт. Рядом со станцией по свидетельствам очевидцем было большое количество танков, готовых к погрузке. Поэтому эта станция и склады вокруг и стали целью авианалёта.

Склады и промзона были уничтожены.





Станция тоже. Я так понимаю, да и об этом свидетельствуют многие документы, что именно в Чехию, точнее Протекторат Богемии и Моравии (Словакия тогда была независимым государством), было переброшено большое количество ресурсов с оставленных нацистами территорий, об этом косвенно говорят и вагоны на фото.

К сожалению, красавец вокзал Libeň Horní nádraží был разрушен.



Удивительно, но сохранилось не так много его фотографий.





После войны его так и не восстановили, и сегодня это место выглядит вот так



А вагончики с этой фотографии хорошо известны нашим любителям моделей железных дорог. Их выпускало и выпускает сейчас легендарное PIKO.



Итальянские вагоны потом долго служили на наших железных дорогах, но это уже совсем другая история.

А это видео о событиях 25 марта 1945 года. Там есть кадры снятые на станции Libeň Horní nádraží

image Click to view



Чехия, железная дорога, Прага, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up