Замечательный рассказ Отца Валериана (Валерий Головченко) о немецких вагонах для перевозки заключённых.
Удивительное дело, но народная молва и в России, и в Германии называет вагоны для перевозки заключенных практически одинаково - в честь своих премьер-министров!
«Вагон столыпинский, кругом решеточки…»
Наверно, многие знают, что на постсоветских просторах «вагон-зак» (официально «вагон для перевозки спец-контингента») прозвали «столыпинским» или «столыпиным». Дело в том, что политика Столыпина относительно освоения Сибири состояла в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн человек.
Для переселенцев в 1910 году были созданы специальные железнодорожные вагоны. От обычных они отличались тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и инвентаря. Позднее, при советской власти, в этих вагонах были поставлены решетки, сами вагоны стали использоваться уже для принудительной высылки кулаков и иного «контрреволюционного элемента» в Сибирь и Среднюю Азию. Со временем же они были полностью перепредназначены для перевозки заключённых. Впоследствии название закрепилось за всеми вагонами разных моделей, специально сконструированными для перевозки заключенных. Сами железнодорожники и конвоиры обычно называют такой вагон «нулевым», поскольку его прицепляют в голове или в хвосте обычного рейсового пассажирского поезда.
«Клетковагон» DRG
В Германии, как в передовой стране железнодорожного транспорта, перевозка заключенных в спецвагонах осуществлялась с давних времен. Смышленые немцы быстро поняли, что возить преступников вместе с пассажирами не стоит. Распространенная в Европе практика перевозки арестантов в багажном вагоне под конвоем тоже не вызывала восторга у тюремщиков, даже при использовании клеток для «спец-пассажиров». Слишком хлопотно, много зеков в клетку не набьёшь, конвой устаёт, багаж на станциях посторонние разгружают. Так что в 1928 году построили двухосный «клетковагон» - zellenwagen Z28
,который благополучно возил немецких зэков даже в 4-ю Эпоху, после 1970 года!!!
Но «прогресс не стоит на месте»! Из-за износа старых вагонзаков и увеличения спроса народной власти на это чудное средство перемещения неблагонадежной части населения, в 1980 - 1982 годах вагоностроителями ГДР был освоен выпуск нового четырехосного вагонзака Zm. Большого, малоприметного и вместительного.
GSTW DR Ep.4
GSTW (Gefangenensammeltransportwagen) типа Zm стал новым ГДРовским «специальным вагоном пассажирских поездов» для перевозки до 90 заключенных из тюрьмы в тюрьму. Среди заключенных этот вагон, как и его предшественники, получил прозвище название «Гротеволь-Экспресс» (Grotewohl-Express), в честь первого премьер-министра ГДР Отто Гротеволя (премьер 1949-1964).
Производство кузова вагона взяли на себя вагоноремонтные мастерские в Хальберштадте (Raw Halberstadt), ходовая часть была получена из вагоностроительного завода в Гёрлице (VEB Waggonbau Görlitz). Внутренняя отделка выполнена в вагоноремонтных мастерских Потсдам при исправительном учреждении Бранденбург. Вагоны были окрашены и маркированы на лакокрасочном комбинате в Лейпциге (“Lakufa”, VEB Lacke и Farben Leipzig).
Этот вагон был создан на основе четырехосного пассажирского вагона 2го класса "Halberstädter Mitteleinstiegswagen" типа Bmh, выпускавшегося в ГДР. Эти вагоны относились «Wagen Typ B» и имели длину 26,4 м и ширину 2,8 м.
В средней части располагался единственный тамбур с дверями на обе стороны вагона.
Во внутренней части GSTW было 18 камер (по 9 шт. по обе стороны центрального коридора), карцера-изолятора для «особо отличившихся» и туалета для заключенных.
Для конвоя были предусмотрены купе начальника конвоя с рабочим столиком и местом хранения сопроводительных документов, комната отдыха караула, столовая, кухня, подсобное помещение, кухня, и отдельный туалет.
Вагон не имеет торцевых переходных дверей. В конце коридора «тюремной» части есть зарешеченное световое окно. Торец рабочей части вагона - глухая стенка.
Особенность железнодорожной перевозки пассажиров в ГДР в том, что, в отличие от более привычной советской практики, спальные вагоны там редкость. Расстояния меньше, время следования поезда другое, поэтому места в вагонах сидячие, а не лежачие. Вот и «купе» ввагон-заке отличались - в каждой камере длиной около 1 м и шириной 1,34 м было четыре узких жестких сидячих места.
По свидетельству немецких «сидельцев», поездки были очень изнурительными из-за ограниченного пространства. В эту четырехместную камеру могли запихнуть и пятерых, хотя позже от такой практики отказались. Окна были оборудованы матовым стеклом и зарешечены.
МЕМОРИАЛ
После падения Берлинской Стены использование GSTW в ГДР прекратилось. 1 января 1994 года все вагоны перешли в собственность DB AG. По инициативе бывших заключенных тюрьмы Баутцен ( Justizvollzugsanstalt Bautzen), последний сохранившийся вагон Zm был сохранен как памятник и восстановлен. Первоначально он находиллся в Лейпциге, а позже был перенесен в Музейно-мемориальный комплекс Берлин-Хоэншёнхаузен (Gedenkstätte Berlin-Hohenschönhausen, «музей Штази»), где его можно увидеть и сегодня.
МОДЕЛИ
Spur H0. Модели zellenwagen Z28 в отличном качестве делает BRAWA. Причем, в трех вариантах оформления: DRG Ep.2 (45810), DB Ep.3 (45806), DR Ep.4 (45817).
А вот соорудить модель Zm пока не спроворился никто. Самостоятельно выпилить её пытался один энтузиаст из Германии. Вышло красиво, но очень уж «по мотивам» - непонятно, кто его обманул и почему он взял за основу обычный REKO??? Если уж пилить, то именно из Bmh. Останавливает лишь то, что известные в Spur H0 модели этого вагона стоят 49,50€. (Может, кто подскажет более бюджетный исходник в Spur TT).
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ :
И, всё же, немецкий «гротеволь» тихо отдыхает по сравнению с «радостями» отечественного «столыпина». В скобках укажу «русский стиль».
- Камеры отделаны бежевым ПЛАСТИКОМ! Таким же точно, как и привычные нам купейные «аммендорфы». (Железные стены, решётки и деревянные шконки целиком окрашены в красивый темно-серый цвет).
- Камеры имеют ОКНА! Предусмотрена даже возможность открытия (очевидно, конвоиром) форточки для проветривания. (В камерах окон нет. Со стороны «купе» глухая стена. Купе отделено от коридора решётчатой стеной. Окна со стороны коридора оборудованы матовым стеклом и зарешечены. Иногда часовой может открыть их для проветривания, но только в пути. Во время стоянок на станциях открывать окна запрещено).
- Камеры имеют глухие ДВЕРИ с закрываемым заслонкой глазком. (Дверь - железная решетка с «кормушкой»).
- В камерах есть ОСВЕЩЕНИЕ. (В камерах нет освещения, ламп или электроприборов. Дежурный свет есть только в коридоре. И за окнами коридора, в светлое время суток. Зато через стену-решетку и свет попадает и видно кто чем занимается!)
- В карцере-изоляторе ЕСТЬ ОКНО. (В карцере, как и везде в камерах, окна нет. Зато и дверь глухая, железная!).
- Тесная камера с сидячими местами на 4 человека. По злобе могут впихнуть и пятого. (Просторное купе с шестью полками. На ночь на втором ярусе между полками откидывается перемычка 2/3 длины. Формально камера на 7 спец пассажиров. По злобе могут напихать как шпрот в банку).
- Время в пути - НЕ БОЛЕЕ 1 СУТОК (Обычно 3-5 суток. Можно и неделю кататься!)
Если хочется для сравнения мельком взглянуть на отечественные реалии, то рекомендую два фильма на YouTube, документальный и художественный:
«Вагон № 0»
https://www.youtube.com/watch?v=ETyVXQ7qXQc «Караул»
https://www.youtube.com/watch?v=UyIc6fg9kiA Еще раз спасибо Отцу Валериану за прекрасный материал.