Отличная статья Ольги Быстрицкой.
Прочитайте, получите удовольствие. Это флагманское депо Укрзализницы, в его работе, как в зеркале, отражаются все проблемы украинских железных дорог. С моей точки зрения, всё руководство Укрзализницы надо отправить в паровозную топку отставку. Читайте, сравнивайте, очень интересно.
Для поездов "Интерсити" и "Интерсити+" в 2012 году было построено специальное депо, где выполняется их обслуживание и ремонт. Как это происходит, где моют поезда и стоят ли "под забором" поезда Skoda, ЦТС узнавал на ТПС "Дарница".
Как думаете, за сколько времени поезд "Интерсити+" проезжает 1 млн км?
А что крепче, колесо поезда или рельса?
Жарко. У проходной мирно спит собака. Людей почти не видно - все прячутся от летнего зноя. Движение только внутри цеха, где к рейсам готовят сразу два поезда Hyundai… Я бывала раньше в депо, где обслуживают и ремонтируют поезда, но ТПС "Дарница" (так называется центр по обслуживанию скоростных поездов УЗ) совсем на них не похоже - чистая территория с небольшим фонтаном и аккуратно посаженными вдоль аллеи цветами. В цехах огромные окна и много света.
Нас встречает технический директор "Украинской железнодорожной скоростной компании" Сергей Скиба. Широко улыбается, протягивает руку для приветствия и сразу шутит:
- Ну, что, как говорила моя учительница по немецкому: "Let’s go!".
Работа предприятия разделена на три составляющие: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. В общей сложности тут работает 540 человек, из которых 160 стюардов, 120 машинистов и помощников машинистов и еще 100 - сервисный персонал. Кроме того, 48 сотрудников Hyundai Rotem и 35 - Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ).
Каждый день и каждую ночь поезда готовят в рейс 20 человек.
Пик работы приходится на время с 00:00 до 6 утра и потом с 12:00 дня до 18:00. В цехах сейчас трудятся только мужчины. Сергей рассказывает, что была одна девушка, но надолго в мужском коллективе она не задержалась. Зато есть девушки-стюарды, но и их меньше, чем парней.
Техническое обслуживание поезда проводится перед каждым выходом в рейс. Персонал филиала УЖСК осуществляет экипировку поездов водой, песком, откачиваются нечистоты и т.д. Песок нужен для того, чтобы в мокрую погоду поезд мог сдвинуться с места и для лучшего торможения. В поезде 9 вагонов, в каждом из которых находится по 2 контейнера с 16 кг песка. Этого хватает на 1 тыс. км, но не всегда песок используется весь.
"Такой даже на море не найдешь", - Сергей показывает крупный гранулированный песок, который не слипается от воды.
В отличие от обычных поездов, воду тут заливают со скважины, и она имеет сертификат Санэпидемстанции. "То есть, если в баре закончится вода, можно выпить и эту - ничего не случится, - заверяет Скиба. - А вот в обычных поездах лучше не рисковать - там вода в кране техническая".
Внешняя мойка поезда входит в обязанности УЖСК, а внутри поезд убирает компания на аутсорсинге. Сергей говорит, что экономически выгоднее делегировать такие функции другой компании, чем закупать свою технику для уборки и нанимать отдельный персонал. "Это позволило нам сконцентрироваться на развитии главных направлений деятельности предприятия и сократить расходы", - отмечает он.
Пока специалисты УЖСК заняты своим делом, представители компаний Hyundai Rotem и КВСЗ занимаются техническим обслуживанием - проверяют работоспособность дверей, пантографов, кондиционеров и других систем жизнеобеспечения поездов.
Текущий ремонт поездов (по достижению пробега 500 тыс. км) и капитальный (по достижению пробега 1 млн км - такое расстояние поезд проходит в среднем за два года) также проводят сервисные группы компаний Hyundai Rotem и КВСЗ. "Мы больше эксплуатационная организация, а они обслуживают подвижной состав", - резюмирует наш собеседник.
Бывает, возникают и дополнительные работы - устранение последствий дорожно-транспортных происшествий, например, сбитый автомобиль или под колеса попадают животные. Тогда поезд остается на ТПС "Дарница" на 2-3 суток для ремонта кузовного оборудования или маски кабины.
- Недавно был неприятный случай, когда автомобиль Mercedes выехал на железнодорожный переезд и наш электропоезд, применив звуковые сигналы и экстренное торможение, не смог избежать столкновения. Вот остатки, - Сергей показывает на груду металла.
Человек остался жив?
- Да, главное, что остался жив. Дальше ситуация будет решаться в судебном порядке, потому что речь идет об убытках, нанесенных государству.
Новый цех
Слева от основного здания - большая металлическая конструкция, давно поросшая травой. Еще во времена Виктора Януковича тут планировалось строительство третьего цеха для капитального ремонта поезда, но при 100% вложенных инвестиций, работы были проведены только на 30%. Стройка осталась замороженной.
В октябре 2017 года руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов сообщал о намерениях возобновить строительство. Сергей Скиба рассказывает, что вопрос финансирования еще не решен, но строительство может возобновиться уже с 1 января 2020 года.
Новый цех позволит УЗ сократить время ремонта поездов и значительно сэкономить деньги: "Сейчас цикл капитального ремонта одного поезда составляет около 60 дней. В новом цехе предусмотрено две колеи, и мы сможем ремонтировать два поезда за 10 дней. Кроме того, сможем себе позволить взять подвижной состав из соседних депо, потому что на ремонт наших 16 единиц будет уходить 160 дней в году, остальное время цех тоже должен работать. В итоге это позволит сэкономить около 50 млн гривен в год".
Цех тяжелых видов ремонта и ремонта тележек колесных пар
Пойдемте, покажу, как снизу выглядит поезд, - мы спускаемся в так называемую яму на минус первый уровень, где осматривают поезда.
Проходите, - Сергей приглашает постоять под поездом весом около 500 тонн. Я вежливо отказываюсь.
- Не волнуйтесь, тут безопасно, - улыбается он.
Если, условно, сравнить обычное пассажирское депо с ТПС "Дарница", то при ремонте тележек от вагонов разница в том, что в обычном депо поднимается кузов вагонов, а на ТПС "Дарница" - тележка опускается вниз. "И если при обычных условиях эта операция занимает 12-24 часа, то у нас за 2 часа мы можем поменять две тележки", - обьясняет преимущества такой система Сергей. Подвагонное оборудование (тележки, тяговые двигатели и др. узлы) ремонтируются при достижении пробега поезда через каждые 1 млн км - в год получается 180 единиц.
- А это цех тяжелых видов ремонта, - Скиба показывает нам небольшое помещение. Тут делают ремонт тяговым двигателям и т.д. Все запчасти для поездов Hyundai Rotem поставляются из Южной Кореи.
- Мы можем учить их язык, - шутит Сергей и указывает на большие деревянные ящики, с надписями на корейском и украинском языках.
В цехе есть два подъемных механизма, которые помогают ускорить ремонт. Вся техника была построена и введена в эксплуатацию в 2012 году, тогда же, когда к Евро-2012 закупили корейские поезда.
Обточка колесных пар
Это единственный человек на ТПС "Дарница", который выполняет обточку колесных пар скоростных поездов, - Сергей представляет нам Анатолия.
Когда поезд наезжает даже на небольшие камешки на рельсах либо проходит участки пути в "кривых", происходят сильные механические нагрузки, при которых повреждается поверхность колесных пар - появляются сколы, вмятины, выбоины. Чтобы поверхность снова стала гладкой, часть металла срезают на специальном станке, аналога которого в Украине больше нигде нет. В итоге получается стружка, похожая на "макаронину", но очень острая, которую потом сдают на металлолом. Обточить колеса на одном вагоне, благодаря такому оборудованию, можно за 5 часов, поэтому другие депо часто приезжают обтачивать колеса сюда. Подобные меры позволяют продлить срок эксплуатации колесных пар.
- Как думаете, что крепче колесо или рельса? - Сергей заставляет нас задуматься, и мы почти в один голос с редактором отвечаем, что это рельса. Но, оказалось, что колесо.
Моющий комплекс.
Click to view
"Внешнее мытье поезда - очень важный этап подготовки поезда в рейс, потому что пассажир начинает оценивать качество услуг с внешнего вида", - говорит наш "экскурсовод".
Автоматическая мойка поезда очень похожа на комплексы мойки автомобилей, только в несколько раз больше. По словам Сергея, все оборудование поставляла и устанавливала финская компания еще в 2012 году. Они же и занимаются техническим обслуживанием комплекса.
Мытье поезда состоит из нескольких этапов. "Предварительно состав смачивается, распылителями наносится специальное моющее средство, благодаря которому грязь размягчается. Потом в работу вступают щетки. В самом конце состав ополаскивается и просушивается. На все про все - 3-5 минут", - кратко объясняет Сергей особенности процесса.
Такой комплекс в Украине один. В остальных депо поезда частично моют вручную, во-первых, потому что покупать такой же - дорого, во-вторых - не эффективно: поезда старого образца имеют ребристые внешние поверхности, и автоматическая мойка не сможет их качественно помыть. Скоростные поезда - гладкие и обтекаемые, поэтому мыть их гораздо легче.
Поезда Skoda
Как видите, электропоезда Skoda под забором не лежат - стоят на путях в ожидании ремонта, - улыбается Сергей Скиба и показывает в сторону двухэтажных составов
Сейчас поездам нужен капитальный ремонт. Своими силами УЖСК этого сделать не может. В связи с этим возникли сложности - нужно найти компанию, которая за это возьмется. УЖСК объявила международный тендер. По словам Сергея, они ждут предложений от компаний, которые имеют опыт выполнения таких работ. В УЖСК надеются, что в скором времени поезда выйдут на маршруты, которые так полюбились пассажирам.
https://cfts.org.ua/articles/chego_ne_vidyat_passazhiry_kak_obsluzhivayutsya_skorostnye_poezda_ukrzaliznytsi_1563/110570