Леонид Борисович Януш. Машинист, учёный- железнодорожник и художник.

Apr 14, 2019 13:43

Леонид Борисович Януш. (13 декабря 1897 - 8 июня 1978) - ленинградский художник, представитель классической школы русской пейзажной живописи. Именно так написано в энциклопедии.

И действительно, когда речь заходит об этом удивительном человеке, все мои знакомые говорят о нём, как об известном живописце, оставившем нам огромное творческое наследие. Мало того, даже я какое то время думал точно также...

Прекрасные работы Леонида Борисовича, некоторые из них и сегодня можно приобрести на аукционах.

Замечательные пейзажи



"Гроза прошла"



"Река Мга"

В творчестве художника прежде всего Ленинград и его окрестности и конечно Павловск - любимое место Леонида Борисовича.Его Дом с большой буквы.





Но для меня Леонид Борисович Януш прежде всего один из ведущих ученых-железнодорожников нашей страны. И не только ученый , но и выдающийся историк железнодорожного транспорта. Давайте расскажу вам о его удивительной судьбе.

Родился Леонид Борисович Януш 13 декабря 1897 года в Санкт-Петербурге. Большое влияние на будущего художника оказал его дедушка, генерал-майор Леонид Иванович Януш, преподаватель Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, который давал юному Леониду первые уроки живописи.

В 1912 году семья будущего художника переехала жить в Павловск. Леонид начал учиться живописи в школе Общества поощрения искусств, где его преподавателем стал Н. П. Химона (ученик А. Куинджи). Химона был ярким представителем традиций русской пейзажной школы и оказал большое влияние на Л. Б. Януша.

В 1915 году Леонид окончил Кадетский корпус и поступил в Институт гражданских инженеров, откуда был призван в армию - в то время шла Первая мировая война.

Леонид мечтал о поступлении в петербургскую Академию художеств, однако судьба сломала его планы. Во второй половине 1918 года умерли его дед и отец, на попечении молодого художника осталась вся семья. Леонид решил посвятить себя тому, что интересовало его не менее живописи: железной дороге. Он устроился работать техником и быстро дослужился до машиниста поезда. В стране шла гражданская война, поэтому молодой машинист водил как гражданские, так и военные эшелоны.

После возвращения в 1920 году в Павловск Леонид продолжил учёбу на паровозном отделении Технологического института. В 1923 году он женился на Екатерине Лазаревне Брызгачевой, уроженке Павловска, через год у них родилась дочь Наташа. В 1927 году семья переехала в Петроград, началась активная научно-педагогическая деятельность художника. Он преподавал курс теории и конструкции паровозов. Им было написано несколько книг под общим названием «Конструкции паровозов железных дорог», изданных в период с 1929 по 1935 годы.



По этим книгам обучалось несколько поколений инженеров. В этот период Л. Б. Януш меньше занимался живописью, однако часто писал этюды. Тогда же он создал ряд картин на железнодорожные темы, некоторые из них сейчас находятся в Музее железнодорожного транспорта в Петербурге.

В 1937 году начались гонения на научную интеллигенцию, Л. Б. Януш был уволен из института и долго не мог найти постоянную работу. В этот период он вернулся к живописи и стал заниматься в студии изобразительного искусства при Доме инженерно-технических работников. Вскоре Леонид Януш познакомился с Аркадием Александровичем Рыловым, у которого многому научился.

Перед началом Великой Отечественной войны Леонид Борисович пришёл работать в Военно-транспортную Академию. В конце 1941 года Академия была эвакуирована в Кострому, где Леонид Борисович, наряду с основной работой, начал активно заниматься живописью. Он исходил десятки километров и написал множество этюдов старинного волжского города и его окрестностей. Помимо живописи художник продолжал заниматься научной работой и в 1942 году получил степень кандидата наук.

В конце 1944 года Академия вернулась в Ленинград. Л. Б. Януш продолжил работать в Академии. В 1947 году им была изобретена новая конструкция парораспределительного механизма для паровозов, но в связи с переходом на электрическую и тепловую тягу, его изобретение потеряло актуальность. В 1950 году вышла его книга «Русские паровозы за 50 лет». В общей сложности за период работы в Военно-транспортной Академии им было создано более тридцати печатных трудов по паровозам и целый ряд учебных пособий и методичек по инженерной графике. Немалых успехов Леонид Борисович добился в живописи, ежегодно участвуя в выставках ленинградской организации Союза художников.

В 1962 году состоялось знакомство Леонида Борисовича с директором Дворца-музея города Павловска - Анной Ивановной Зеленовой. Он написал портрет этой замечательной женщины, в годы войны героически спасавшей экспонаты дворца и парка. С разрешения Зеленовой он создал целый ряд блестящих интерьеров дворца, архитектурных ансамблей и природы одного из красивейших парков мира.



В 1970-е годы художником была создана целая серия акварельных интерьеров Дома ветеранов сцены на Петровском острове, в городе Ленинграде.





В годы 75-летия и 80-летия художника в Ленинграде прошли его персональные выставки, высоко оцененные любителями русской живописи.

А это железнодорожные полотна Леонида Борисовича Януша



"Паровоз" 1947 год



А вот название этой картины я не знаю. Но она моя любимая из железнодорожной тематики.

А это знаменитая на весь мир книга "Русские паровозы за 50 лет". Первая в СССР энциклопедия паровозов.



В моей библиотеке два экземпляра этой редкой книги. Один абсолютно новый, хотя ему уже почти 70 лет, а вот второй уникальный он весь в пометках карандашом, каждая страница без исключения. По легенде эти пометки в книге Леонида Борисовича другой замечательный учёный, автор самого известного труда об истории отечественных локомотивов Виталий Александрович Раков, во время работы над самым первым изданием своей книги "Локомотивы железных дорог Советского Союза", увидевшей свет в 1955 году.

Я люблю вечерами перечитывать книгу с этими пометками.







Леонид Борисович прожил долгую жизнь. Похоронен знаменитый художник и учёный в родном Павловске.



Есть прекрасная книга о его жизни и творчестве,написанная его дочерью, Наталией Леонидовной Януш





Вот такая у меня сегодня история для вас. А это моя самая любимая картина Леонида Борисовича Януша. Рассвет на Неве.



А в следующие выходные я вам расскажу ещё об одном замечательном представителе славной династии Янушей знаменитом краеведе, писателе и,как вы наверное уже догадались, железнодорожнике Борисе Вячеславовиче Януше. Именно он был главным консультантом создания реплики первого железнодорожного состава, установленного сейчас на Витебском вокзале, и сохранил для потомков множество исторических локомотивов.

железная дорога, история железных дорог, история СССР, живопись., Леонид Борисович Януш

Previous post Next post
Up