Машинист Сталина.

Jun 09, 2018 11:28

История из одной фотографии...

Вот такую фотографию прислал в наше сообщество Eal Ael https://vk.com/id386764869

Железнодорожники Азербайджана, начало 50-х г.г.



Началась дискуссия, выяснили, что групповое фото железнодорожников сделано на фоне паровозов Лп (слева) и Су. Обсудили парадную форму железнодорожников и не уставную юбку на женщине. А потом присмотревшись, я заметил награду на груди железнодорожника



Вот это да, Герой Социалистического Труда, а под Золотой Звездой еще и депутатский значок. И я начал поиск. 494 железнодорожникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Из них пятерым железнодорожникам из Азербайджана, это Закавказская железная дорога в те времена. Но на конец пятидесятых в Азербайджанской ССР был только один железнодорожник Герой Соцтруда легендарный Фирудин Гули оглы Агаев (19 февраля 1898, Елизаветпольская губерния - 19 февраля 1958, Баку) - машинист паровоза локомотивного депо Баку Закавказской железной дороги. Звание Героя ему было присвоено в 1943 году.

Именно он на нашем фото. А какая биография у Героя-машиниста.

Фирудин Гули оглы Агаев родился 19 февраля 1898 года в крестьянской семье в селе Алдере Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии (в советское время Мегринского района Армянской ССР, ныне Сюникской области Армении). После смерти отца переехал в Баку и начал работать на одном из нефтепромыслов сначала чанщиком, а затем учеником слесаря.

В 1918 году поступил на работу в Бакинское депо. Вскоре он стал работать помощником машиниста. В 22 года научился читать и писать. В 1924 году вступил в коммунистическую партию. Окончив курсы машинистов в Тифлисе, получил права управления паровозом и стал работать машинистом. К 1927 году машинист Фирудин Агаев предотвратил более 30 аварий и крушений. В 1929 году Фирудину Агаеву доверили водить по горным дорогам пассажирские поезда. Фирудин Агаев был инициатором движения по уходу за локомотивом силами паровозной бригады. В 1934 году за успехи по содержанию паровоза Фирудин Агаев был награждён знаком «Ударнику Сталинского призыва», а в августе 1942 года орденом Ленина.

К началу войны Ф. Агаев начал водить новые мощные быстроходные паровозы с перегревом пара. Работая с напарником машинистом Ведерниковым, в октябре 1943 года Ф. Агаев разработал специальный график ремонта паровозов, в котором было учтено все до мелочей. Этот график позволял обходиться без помощи комплексных бригад. Свой богатый практический опыт Ф. Агаев с чувством большой ответственности передавал машинистам депо Баку. Во время войны составы, обслуживаемые Ф. Агаевым, на участке от Баку до Гудермеса, часто подвергались бомбёжке и обстрелам. Умело маневрируя, машинист спас многие воинские и наливные составы. Ф. Агаев сделал многое для обеспечения своевременной доставки грузов для нужд фронта. Ф. Агаев стал инициатором вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. Только За первые шесть месяцев войны Ф. Агаев сберёг более сорока тонн горючего и провёл десятки тяжеловесных поездов с рекордным по тем временам весом в 4000 тонн.

Имя Ф. Агаева стоит в одном ряду с именами прославленных машинистов Н.А. Лунина и П.Ф. Кривоноса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Агаеву Фридуну Гули оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».



После войны продолжал работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Последние годы до выхода на пенсию трудился в локомотивном депо Баку, старшим машинистом.

Но самое , как мне кажется, интересное в биографии Машиниста это то, что он вез поезд И.В.Сталина на Тегеранскую конференцию.Знаменитый Литерный № 501.

Вечером 22 ноября 1943 года Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов отбыли специальным поездом из Москвы в Баку. Литерный поезд № 501 шел по маршруту Москва - Сталинград - Баку. Сталин располагался в отдельном бронированном вагоне, весившем более 80 тонн.



В отдельном вагоне ехал и Берия, ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба. По пути следования не обошлось без «приключений». На одном из участков пути поезд чуть было не попал под налет германских бомбардировщиков. Были и технические неполадки. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов…». Поездная бригада еле-еле укладывалась в график. 26 ноября литерный поезд № 501 прибыл на станцию Килязи, что в 85 километрах от Баку.

Подробности: https://regnum.ru/news/2210357.html

Существует множество легенд о полёте Председателя Совнаркома СССР в Тегеран, но сейчас можно с уверенностью сказать, что Сталин прибыл в столицу Ирана на поезде, думаю, было несколько локомотивных бригад , работавших на локомотивах литерного поезда и одну из них и возглавлял наш Герой, причем как на пути туда, так и обратно. Высокое звание ему было присвоено буквально за несколько дней до поездки, 5 ноября 1943 года. Золотая Звезда № 118.

На так называемом Персидском коридоре ,



через который в СССР шла помощь от союзников и иранская нефть работали машины иранских железных дорог, в основном немецкие, локомотивные бригады были английские и американские,



и множество американских локомотивов и паровых и дизельных, включая так любимые у нас Ша.





Но я уверен, никогда бы им не доверили вести литерный Вождя.

Родина отметила заслуги Машиниста тремя Орденами Ленина, Орденом Красной Звезды и многочисленными медалями. Он был одним из первых, награжденным знаком "Ударнику Сталинского призыва" в год учреждения этого звания.

В Баку его именем была названа улица (в 2011 году переименована на имя Бахтияра Вахабзаде). На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На Азербайджанской железной дороге учреждена премия имени Фирудина Агаева.

Но что удивительно , я не нашел никаких данных о присвоении Фирудину Гули звания "Почётный железнодорожник", высшей ведомственной награды НКПС, а в последствии МПС СССР. Даже не верится...

История железных дорог, история СССР, Фирудин Гули оглы Агаев, машинисты., паровозы

Previous post Next post
Up