Паровоз ФД 20 1242. Таран загадка. Судьба паровоза. Эпилог.

Feb 07, 2018 20:05

Ну вот и раскрыта тайна тарана-загадки и судьбы легендарного паровоза ФД 20-1242, на котором работал знаменитый машинист Николай Александрович Лунин.

Известный специалист по истории отечественных железных дорог, соавтор прекрасного труда "Паровоз серии ИС" Михаил Назарьевич Тиунчик , поработал со своим уникальным архивом, и теперь можно уверенно сказать, что история с тараном немецкого бронепоезда, описанная в июньском номере журнала "Техника молодёжи" за 1974 год - просто красивая легенда. Мне конечно хотелось, описать подвиг пожилого машиниста направившего паровоз в лоб немецкому бронепоезду, но всё оказалось гораздо прозаичней...

По довоенной судьбе машины в архиве ничего не нашлось. Но достоверно известно что 11 ноября 1942 года он находился на Томской дороге, а уже в декабре 1943 года был на Московско -Донбасской железной дороге, с высокой вероятностью в депо "Ожерелье", потом на Московско-Курской железной дороге с 1953 года, собственно говоря, видимо тогда просто прошло объединение её с Донбасской. Паровоз трудился до 1959 года... Но на этом его трудовой путь не закончился, в августе 1959 года, первый "Лунинский" паровоз был продан в Китай. Всего, начиная с 1958 года, в Китайскую Народную Республику было продано 1054 локомотива серии ФД в КНР , где машины получили обозначение YH (YouHao) - "Дружба" в честь советско-китайской дружбы. В Китай были отправлены машины с номерами с 1001 по 2001 и с 2201-2250 - это точные данные из китайских источников.



Потом после известных осложнений в советско-китайских отношения, машинам была присвоена серия FX(FanXiu) - "Антиревизионист". А уже В 1971 году машинам вернули оригинальное название FD - но уже латиницей, но к Железному Феликсу это название не имело никакого отношения - сокращение от FanDi означало - "Антиимпериалист" .

Машины работали до конца семидесятых годов и только в начале восьмидесятых были выведены из эксплуатации. Последняя поездка паровоза FD состоялась в 1985 году, а в 1990 серия была выведена из реестра китайских локомотивов. Три машины сохранились машина под номером 1227 находится в железнодорожном музее в Шэньяне





Паровоз под номером 1979 в музее в Пекине



А FD был 1653 сохранён сохранен для музея в Западном депо в Хоххотском железнодорожном бюро Баотоу , но о его судьбе с 2001 года ничего не известно... Его фотографию мне найти не удалось.

Судьбу же нашего героя - паровоза ФД 20-1242 можно узнать только из китайских архивов, но с почти стопроцентной вероятностью он был утилизирован в конце восьмидесятых-начале девяностых. Вот такая удивительная история паровоза из легенды о таране , которая дала мне возможность рассказать вам о судьбе паровозов серии ФД в Китайской Народной Республике. Фотографий осталось ФД 20-1242 я не нашел, да и снимков остальных машин серии ФД в Китае не так много, но они есть, и наверное именно так выглядел легендарный паровоз машиниста Лунина на китайских дорогах.







История железных дорог, Китай., история СССР, паровоз ФД

Previous post Next post
Up