Константин Николаевич Посьет (1819-1889) в течение 14 лет, с июня 1874-го по сентябрь 1888-го, был министром путей сообщения России. Самое удивительное, что Посьет был не путейским инженером, а крупным знатоком морского дела, большим авторитетом в морских кругах. Он являлся «полным адмиралом» и одновременно генерал-адъютантом, его заслуги были отмечены высшими российскими и иноземными орденами. И вдруг - МПС!
Константин Николаевич был разносторонне образованным человеком и весьма крупным авторитетом в инженерном деле. Обладая глубокими познаниями, он не боялся возникавших в работе технических проблем. Привыкший по-военному беспрекословно выполнять приказы, Посьет сразу же после назначения со всей ответственностью взялся за выполнение новых для него обязанностей. Будучи далеким от железнодорожного дела, он принялся настойчиво овладевать транспортной наукой, активно участвовал в управлении строительством и эксплуатацией железных дорог.
Немало ему помогал опыт строительства водных сооружений, участие в возведении Мариинского и Свирьского каналов. Вспомним, что в МПС тогда входили и водные пути сообщения - отсюда и якорь с топором, положенные накрест, в эмблеме железнодорожников старой России.
Как бы то ни было, но в годы его руководства министерством были увеличены объемы строительства новых железных дорог. 3а время его деятельности на посту министра было введено в эксплуатацию 13 тыс. километров новых линий - среднегодовой темп строительства был повышен в два раза. В эти годы были проложены линии Лозовая-Севастополь, Ростов-Владикавказ, Баку-Тифлис-Батум, Вильно-Ровно-Брянск. При Посьете развернулось строительство головного участка Сибирской магистрали -Самаро-3латоустовской дороги протяженностью 990 верст, которая была доведена в 1892 году до Челябинска, а также принципиально решен вопрос о сооружении Великого сибирского пути.
Заручившись поддержкой крупных железнодорожных специалистов, Посьет настойчиво выступал за прекращение строительства новых дорог концессионным способом, видя в этом попытку частников использовать железные дороги в своих корыстных целях, вопреки нуждам страны. Решительно отстаивая права МПС в вопросах контроля финансов, он добился передачи строительства дорог непосредственно казне. 3а 20 лет (1881 - 1900) было выкуплено 37 частных дорог общей длиной 21 тыс. верст. Причем основными мотивами явились не столько развал этих дорог, сколько военно-стратегические и политические планы правительства.
Так же убежденно Посьет доказал важность южного направления крупнейшего луча Самара-Уфа-Челябинск, что обеспечило ускоренное развитие промышленности Урала и Сибири. При этом многое делалось для развития выпуска и эксплуатации отечественного оборудования и подвижного состава, что стимулировало подъем соответствующих отраслей промышленности. И все было бы хорошо в карьере Посьета. Но...
Семнадцатого октября 1888 года невдалеке от станции борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги потерпел крушение царский поезд, который лично сопровождали Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. В результате схода вагонов погибло 19 человек и 14 получили ранения. Из членов царской семьи никто не пострадал. Основной причиной крушения была признана плохая эксплуатация дороги и подвижного состава.
Как бы то ни было, но вся ответственность ложилась на министра путей сообщения. Он обвинялся и в разрешении движения царского поезда с повышенной скоростью, и в том, что позволил увеличить вес поезда за счет прицепки дополнительных вагонов - всем хотелось ехать с императором. Это привело к тому, что у пассажирского локомотива не хватило мощности, поэтому прицепили два грузовых паровоза, что на повышенной скорости увеличивало динамическое воздействие на путь. Посьет понимал, что на его имя брошена тень, и еще до окончания расследования подал в отставку, которая была тут же принята императором Александром III.
Несмотря на такой конец служебной деятельности, имя Константина Николаевича Посьета осталось в памяти транспортников как человека, много сделавшего для своей Родины. Его именем назван залив и поселок на Дальнем Востоке, а также станция Дальневосточной железной дороги.
Юлиан ТОЛСТОВ, член ВОЛЖД