История Клуба. Пролог.

Oct 23, 2016 13:46

Начинаю рассказ об истории легендарного Московского Клуба Любителей Железных Дорог в ЦДКЖ. Именно здесь зародился отечественный железнодорожный моделизм, членами клуба были почти все знаменитые отечественные мастера, клубный макет созданный ими, долгое время являлся не только примером коллективного творчества, задолго до появления у нас модульных макетов, но и образцом подражания для молодых моделистов.



Но все по порядку. Пост написан по воспоминаниям членов клуба, с которыми мне удалось поговорить, большинство фотографий публикуется впервые.

В начале шестидесятых годов ХХ века в Советском Союзе уже знали о масштабных моделях железных дорог. Их привозили из Германской Демократической Республики с начала пятидесятых годов, любителей было немного, в советских магазинах модели не продавались, за исключением отечественной дороги "Пионерская", которую назвать моделью можно было с большой натяжкой.

В 1964 году в Парке Культуры проходила выставка Германской Демократической республики приуроченная к пятнадцатилетию республики, на ней были модели железных дорог PIKO и макет, который потом был передан в Московский Дворец Пионеров. Через год после выставки в московском Детском Мире и, в только что открывшемся на Кутузовском проспекте 8, Доме Игрушки появились модели железных дорог производства ГДР в масштабе НО 1:87. Именно здесь и начали встречаться первые любители моделей.

Понятно, что встречаться и общаться у магазина было не совсем удобно,тем более он располагался на правительственной трассе и милиции не нравилось сборище мужчин с паровозиками в портфелях. Назрела очевидная необходимость создать клуб по интересам или даже общество по образцу филателистов или нумизматов.

Шел 1966 год. К этому времени один из пионеров отечественного моделизма Евгений Леонидович Шкляренко уже построил у себя дома на Нижней Масловке, один из первых в стране макетов железной дороги в масштабе НО. Вот уникальные фотографии этого макета.



Модель отечественного паровоза серии Ы была сделана из дерева, без двигателя, поэтому могла ездить только вместе с пиковскими локомотивчиками, а сочлененный "американец" был сделан из двух пиковских Нохабов. Но макет был серьезный с поворотным кругом и развитой путевой системой. Архитектура на макете была сделана вручную из обычной фанеры.



Собственно у этого макета, в небольшой комнате в квартире Евгения Леонидовича и берет начало Московский клуб Любителей Железных дорог. В один из вечеров 1965 года здесь собрались несколько человек, чьи имена сегодня известны всем поклонникам этого удивительного хобби.
Бобков Дмитрий Васильевич, Рагозин Лев Николаевич, Добкин Эдуард Михайлович. Хренников(Инициалы ветераны не помнят), Прохоров Игорь Иванович и хозяин квартиры - автор макета. Это были первые в стране посиделки или квартирник любителей моделей железных дорог.

Вспоминают Евгений Леонидович Шкляренко и Игорь Иванович Прохоров : "Мы решили попытаться найти клуб или организацию которая нас возьмет к себе под крыло. Первым откликнулся Дворец Пионеров на Ленинских горах. И то потому что им нужен был кружок железнодорожного моделирования. У них стоял подарок из ГДР - небольшой макет, который нужно было запустить. Ходили мы и в ДОСААФ, но там нам сразу отказали, сказав что мы не имеем к ним никакой привязки."

Шло время, а клуб так и не получалось создать, и тут вмешался отец Евгения Леонидовича , один из руководителей Московской Железной Дороги.

"Клуб мой папа помог организовать, дело в том что ЦДКЖ полностью подчинялся Московской железной дороге , а мы слонялись места для встреч не было,отец интересовался, я с ним делился и он сказал, что нам как любителям моделей и истории надо быть "под железной дорогой". "Составьте хороший план, чем вы будете заниматься, сделайте упор на работу с подрастающим поколением, что такое увлечение привлекает молодёжь на железную дорогу."- сказал он. Мы так и сделали со взрослыми дядями , я же еще совсем мальчишкой был, вот Лев Николаевич Рагозин, Бобков Дмитрий Васильевич наш первый председатель клуба, Добкин Эдуард Михайлович - доктор биологических наук и моделист, пошли в управление дороги, отец на с привел к председателю профкома или как там тогда было Дорпрофсож , Медведеву Михал Михалычу, мы ему всё рассказали, кое что показали фотографии, модели. Он снимает трубку звонит Попову директору ЦДКЖ и говорит: "Вот у меня такие то люди сейчас находятся , они через часик придут к тебе постарайся их не обидеть и найди им приют в своем заведении". Ну идти там недалеко, приходим в ЦДКЖ ой да я слышал, у нас есть внизу Музей Боевой Славы железнодорожников, это как раз всем подойдет . И нам там дали комнату и начали там встречаться , были встречи с известными железнодорожниками, машинистами, участниками войны. Нам это было очень интересно." - вспоминает мэтр отечественного моделизма.

Клуб разместился в двух залах полуподвального помещения рядом с музеем. Личный состав Клуба насчитывал около 50 человек, в том числе 12 железнодорожников. Первым председателем клуба был Д.В.Бобков, секретарем А.Н.Емельянов. Шел апрель 1969 года...



А буквально сразу же после открытия Клуба в Москве на Кузнецком мосту открылась выставка посвященная ХХ летию ГДР



и именно с нее берет своё начало знаменитый клубный макет.



Продолжение следует...

Евгений Леонидович Шкляренко, Московский Клуб Любителей Железных Дорог, ЦДКЖ, модели железных дорог, Игорь Иванович Прохоров

Previous post Next post
Up