Вчера я получил фотографии новых моделей локомотивов выставленных на продажу известным американским дистрибьютором эксклюзивных брэндов. Среди нескольких паровозов времен III рейха, в шикарных ливреях и с агитационными лозунгами (думаю сегодня такие игрушки везти в Россию рискованно, особенно если учесть , что цены на них стартуют от 3 000$), я увидел вот эту машину BR 03 1087, от знаменитой фирмы Micro-Metakit .
Я сначала подумал, что это очередная агитационно-памятная машина времен 30х-начала 40х годов ХХ века .Но посмотрев внимательно, увидел, что паровоз был явно послевоенный, реконструированный, переделанный под пылеугольное отопление и безусловно, железных дорог Восточной Германии. Удивила только надпись, вместо традиционной DEUTCHE REICHSBAHN (в ГДР оставили историческое название дороги) на борту будки и на крышке дымовой коробки гордо красовалась надпись Erwin Kramer, она то и ввела меня в заблуждение.
Так я и узнал о человеке удивительной судьбы, первом Генеральном директоре обновленной DEUTCHE REICHSBAHN, министре транспопрта ГДР Эрвине Крамере.
Родился Эрвин 22 августа 1902 года на территории сегодняшней Польши ,
в городке : Schneidemühl, сегодня он называется Pila и является столицей одноименного Воеводства.
Будущий министр проходил практику в железнодорожных мастерских родного города, а потом поступил в Берлинский Технически Университет в Берлине, где изучал электротехнику и железнодорожное дело. В 1919 году он вступил в Kommunistischen Jugendverbandes Deutschlands - немецкий комсомол, а с 1929 года стал членом Коммунистической Партии Германии. В 1930 -1932 годах Эрвин Крамер работал мастером в администрации DRG в Берлине. В 1932 году молодой инженер иммигрирует в Советский Союз, для членов компартии настают тяжелые времена в Германии. До 1937 года он работает в "Центральном научно исследовательском институте железнодорожного транспорта" в Москве
А вот в 1937 его судьба резко меняется, Эрвин заканчивает военные курсы РККА в Тамбове и в составе XI Интернациональной Бригады уезжает воевать в Испанию. Там он был интернирован во Францию в 1939 (спасло немецкое происхождение), попал в лагерь в Saint-Cyprien, откуда и был отправлен назад в СССР, началась II Мировая Война. Именно в 1939 году он начал работать в немецкой редакции "Радио Москва"
Вскоре началась Великая Отечественная, Эрвин был отправлен в октябре 1941 года в Куйбышев и продолжил работу на радио. А вот в 1946 году он вернулся в советскую оккупационную зону Германии, сразу же вступил в только что созданную СЕПГ и уже к концу года возглавил аппарат Технической отрасли экономической комиссии советской зоны ( Deutsche Wirtschaftskommission - DWK). В 1949 году Эрвин Крамер становится первым заместителем Генерального директора DEUTCHE REICHSBAHN (DR), а уже с 1950 года возглавил железные дороги ГДР. Заслуги Крамера в восстановление разрушенного войной железнодорожного хозяйства, реконструкции локомотивного и вагонного парка огромны. За короткий период железные дороги молодого государства были полностью восстановлены и стали работать, как отлаженный механизм. Именно в честь организатора трудовых побед был назван один из реконструированных локомотивов паровоз BR 03 1087 DR. Фото сделано 12 мая 1952 года.
Будка машиниста легендарного паровоза
Так что не только в СССР называли локомотивы в честь руководителей партии и государства. Правда под собственным именем паровоз проходил недолго, в 1956 году был развенчан культ личности в СССР и это сразу же отразилось и на поведении лидеров братских стран. Вот одно из последних фото этой красивой машины под старым названием.
В 1953 году Эрвин становится первым заместителем министра транспорта ГДР, а с 1954 министром транспорта и в этой должности он проработает до 1970 года. Вот он на обложке западногерманского DER SPIEGEL № 33 1955 года.
Член ЦК СЕПГ, депутат парламента ГДР, лауреат государственных премий и кавалер многочисленных наград ГДР и стран социалистического лагеря, Крамер ушел на пенсию в 1970 году. Приходило новое руководство, нормализовались отношения с ФРГ и старой гвардии пришлось уйти.
Именной паровоз продолжал трудиться на железных дорогах ГДР до начала 80х, уже переделанный под обычное угольное отопление и с новыми табличками на бортах.
Паровоз BR 03 1087 не сохранился, но аналогичные машины серии BR 03.10 Reko DR сохранены, до сих пор в строю и принимают участие в многочисленных железнодорожных праздниках и ретропоездках.
Умер Эрвин Краузе 10 ноября 1979 году в Берлине, его именем была названа Школа Транспорта в Ростоке, которая конечно была переименована в новые времена. Вот такая у меня сегодня история получилась об удивительно судьбе немецкого инженера, замечательной машине и супермодели, благодаря которой и был написан этот пост.
Светлая память создателю удивительного, самобытного и очень красивого мира железных дорог Германской Демократической Республики - DEUTCHE REICHSBAHN (1945-1993).