Apr 08, 2012 02:25
Я осенью был в Венеции в павильоне Германии, который получил гран при биеннале. Внутри это была католическая кирха, скамьи, порталы, свечи, алтарь, кафедра. Все это было тотальной инсталляцией совриска, неудобной, тревожной, агрессивной. Это была настоящая литургия, это работало только в присутствии прихожан, занявших свои места на скамьях. Там говорилось о том, что религией художника является его искусство. Тогда я подумал, что Германии неправильно дали гран при. Недавно я понял, что был неправ. Суждение тогда выносил внутренний цензор, инсталлированный матрицей государствообразующей религии, которая пронизывает все наше культурное пространство как по вертикали, так и по горизонтали. В силу исторических факторов рефлексия этой матрицы жестко табуирована. Представить подобный проект в нашем контексте совершенно невозможно. Западные современные художники высвечивают какие-то интересные, проблемные зоны. Так как в целом повседневная среда там более комфортная, то люди более открыты и общество в целом как-то эти зоны осмысляет.
Мы живем в пространстве распадающегося трупа империи, стараясь не обращать на это внимания, убегая от проникающего повсюду дыхания Танатоса. Актуальное искусство показывает людям то, от чего они так давно и безуспешно пытаются убежать. Естественно, что это раздражает, но это раздражение почти всегда вызывает отторжение вместо осмысления. Поэтому в России не нужно актуальное искусство, здесь нужно искусство удобное, декоративное.
современное искусство,
искусство,
мысли