Изъятые в ходе обысков в Домодедово документы будут изучаться не только в рамках дела о теракте, но и в связи с делом о расходовании бюджетных средств руководством аэропорта, сказали в прокуратуре. Две недели назад следователи допросили владельца аэропорта Дмитрия Каменщика и главу группы «Ист Лайн» Валерия Когана. На собственников пытаются давить; не исключена дальнейшая национализация аэропорта, считают эксперты.
«Документы, в том числе финансово-экономические, будут изучены также в рамках дела о расходовании руководством аэропорта бюджетных средств, выделенных на реконструкцию Домодедово», - рассказал РИА «Новости» источник в Следственном комитете. Накануне следователи в рамках уголовного дела изъяли документы в аэропорту Домодедово. Обыски продолжились и утром в пятницу.
Дело о расходовании средств было возбуждено главным следственным управлением ГУВД по Москве в июне 2010 года, потом осенью было передано для дальнейшего расследования в СК при МВД, где в ноябре было прекращено за отсутствием состава преступления. Однако замгенпрокурора Виктор Гринь отменил это постановление. Основной причиной отмены Генпрокуратура посчитала «необъективность расследования»; в апреле 2011 года дело было передано в СК РФ.
Одновременно СК расследует еще два уголовных дела, связанных с Домодедово, - о взрыве, устроенном террористом-смертником в январе 2011 года и по факту покушения на хищение 1,2 миллиарда рублей у ОАО «Мастер-банк». Дело о хищении было возбуждено по заявлению руководителей Мастер-банка, которые обвинили структуры группы «Ист Лайн», управляющей Домодедово, в фальсификации финансовых документов и подделке финансовой гарантии, на основании которых аэропорт претендует на средства банка.
В середине июня
в рамках еще 1-го уголовного дела - о неисполнении требований авиационной безопасности - Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета группы «Ист Лайн» Валерий Коган были допрошены следователями главного следственного управления СК в качестве свидетелей.
В Следственном комитете от комментариев отказались. Во второй половине денька в пресс-службе Домодедово «Газете.Ru» сказали, что обыски уже закончились и были связаны с расследованием дела, возбужденного по ст. 263.1 УК в связи «с проверкой факта неисполнения 24 января 2011 года требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту». Обыски затронули офисные помещения в аэровокзальном комплексе, «Аэротеле», службе ремонта техники, на авиационно-технической базе и грузовом терминале.
Отношения меж государством и Домодедово обострились после январского теракта в аэропорту, в результате которого погибли 37 человек, и ледяного дождя.
Президент Дмитрий Медведев потребовал разобраться в структуре принадлежности. В мае Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Владелец московского аэропорта Домодедово - кипрский офшор Hacienda Investments Limited, это уточнила Счетная палата России и потом подтвердила давно известную на рынке информацию о том, что конечным собственником Домодедово является Каменщик. Это было подтверждено и самой компанией намедни первичного размещения, запланированного в Лондоне. В конце мая Домодедово отменило IPO «из-за неблагоприятной конъюнктуры».
Обыски связаны с давлением на хозяев Домодедово, считают эксперты.
«Дело связано с давлением на собственников. Непонятно, откуда у Домодедово с частными владельцами могли вообще оказаться бюджетные средства, но с такой формулировкой можно обвинить кого угодно»,
- считает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Впрочем, эксперты колеблются, что дело завершится уголовным преследованием. До настоящего момента все попытки так или по другому оказать давление приводила к тому, что менеджмент аэропорта находил достаточно тезисов в свою защиту, отмечает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.
На рынке также не исключают, что конечной целью такового давления может быть национализация аэропорта и создание общего транспортного авиаузла. Но технически осуществить реприватизацию будет непросто. Помимо взлетно-посадочной полосы, которую менеджмент арендует, существует еще ряд объектов недвижимости, построенных или реконструированных частными собственниками, отмечает Пантелеев. Объединение всех трех аэропортов может создать еще большие неудобство и ухудшить качество обслуживания пассажиров, опасается Безбородов.
Click to view