Возможно, кто-то скажет, что текст ниже, это пост капитана очевидность. Отчасти это действительно так. Но сейчас за окном плохая погода, а настроение как раз написать что-то о добром и вечном.
Размещая
предыдущий материал, я если честно, не ожидал более 10 комментов, а похоже что тема не безразлична участникам сообщества. В комментах подняли проблему потоковых лекций, проблему не интересности самого обучения для студентов. И помня свои университетские годы, я могу сказать, что проблема действительно актуальна. А нафига оно вообще все это нужно, я начал понимать, только после выпуска. Это при том, что мне еще повезло и еще будучи студентом, я нашел свое направление и в результате смог все же прослушать те курсы, которые считал с ним связанным. И это потом сильно помогло.
Но сейчас, я не хочу агитировать студентов в пользу абстрактного обучения, я отлично понимаю, что оно не работает. Даже внутренне мотивированный учиться человек, при таком обилие курсов запутается, пытаясь понять, а что же нужно именно ему. Поэтому я искренне считаю, что преподаватель должен уметь зажигать в своих студентах интерес к своему курсу. Понятно, что зажечь всех очень сложно, но хотя бы треть или четверть, уже хорошо. При этом надо уметь доносить практическую применимость знаний и показывать что это интересные сущности.
Тем, кто считает, что большинство курсов на мат-мехе не несут в себе содержательной нагрузки, могу ответить, что это не так. Я буду говорить с точки зрения IT, т.к. именно там работаю. Мои примеры очень субъективны, но ровно из-за этого, я могу за каждый из них ручаться.
Матан нужен для понимания точности алгоритмов. Все эти критерии сходимости и прочие пределы, потом сильно помогают понимать, а откуда в вычислениях берутся погрешности.
Геометрия нужна всем, кто будет связан с визуальным моделированием. А т.к. наш мир все же 3Д, то это пожалуй самая частая в применении дисциплина. А если в любите компьютерные игры и тамошнюю графику, то геометрия, это вообще то что доктор прописал.
Алгебра, самый нелюбимый мною предмет во время обучения, оказался потом наиболее полезным. Умение разбивать множества фактов на классы, строить между ними зависимости, понимание отличий корреляции и следствия и многое другое, что есть в алгебре, очень пригодились потом в работе. В абстрактности этой науки, ее основная сила и слабость.
Дискретная математика тут все просто. Если вы видите себя в IT, то это практически обязательные знания. Без них потом будет очень сложно.
Теория вероятностей это выбор картежников, финансистов, игровых дизайнеров и других специальностей, где надо работать с вероятными событиями. В нашем нестабильном мире, недооценивать эту науку, крайне губительно для карьеры и кошелька.
Выч методы пожалуй должна быть одной из ведущих дисциплин факультета, т.к. должна объединять все выше перечисленное в практические методы. С практическим применением у этой науки нету вообще никаких проблем. По сути все, что я сказал про предыдущие науки, можно смело приписывать сюда.
Еще дам ссылку на текст одного из лидов Яндекса.
Он прямо пишет, что мат образование там нужно. Пункт 2 внутри текста. И поверьте, что в других лидерах индустрии оно тоже нужно.
На этом я пожалуй остановлюсь. Вроде вспомнил все потоковые дисциплины, которые нам читали в первые 2 года. Почему я выбрал именно этот промежуток времени? Потому как именно тогда студенты еще не начинают активно работать и их еще можно втянуть в процесс обучения. Потому уже все, личная карьера начинает приносить деньги, интересные задачи и остается лишь мотивация учить те курсы, которые связаны с карьерой.
Теперь почему, преподаватель сам заинтересован в том, чтобы зажигать студентов. Мне пришлось вести спец курс и семинар, когда я был аспирантом и могу точно сказать, что мало что демотивирует сильнее, чем не интерес аудитории. Понятно, что на потоковых лекциях оно сложнее в разы. Там есть фактор того, что всех не выгонят, что сразу понижает планку. Но на спец курсах и семинарах, преподаватель может держать планку на высоком уровне. Халявщики этого испугаются, а остальных будет в разы легче зажечь. Да и работать с теми кому интересно, это ведь в разы приятнее. А если препод не способен зажечь и 20 человек, ну чтож, ему можно только посочувствовать. Это уже просто фейл, тут на лицо не умение работать с аудиторией, что для преподавателя вопрос из серии проффесиональной компетенции.
И еще один важный момент. Есть люди, утверждающие, что преподаватели бессильны перед студентами. Что серая масса любящих MTV, Дом2 и прочее, всех поработит. Но это не так. Жизнь на выпуске из универа не заканчивается. Дальше 99% выпускников ждет карьера не в научной универской специфике. А там правила куда жестче. Хорошие вакансии держат открытыми иногда больше года, пока не найдут того, кто действительно подходит. И ему действительно будут хорошо платить. Рыночная экономика не терпит раздолбаев. Их увольняют не задумываясь, или заставляют работать за еду. При этом все лидеры рынка IT, испытывают кадровый голод. Хороших специалистов университеты поставляют крайне мало. Но там нужны именно те, кто умеют думать. Раздолбаи умеющие списать на экзамене там не нужны. Эта крайне простая и жесткая мысль должна в том или ином виде доносится до студентов. И против нее нечего выставить, просто потому, что это правда. Карьера начинается в универе, и эту мотивацию студентов, преподы не только могут, а пожалуй и должны использовать.
И в завершении хочу дать ссылки на два ролика про то, как время обучения, повлияло на жизнь. Просто посмотрите с одной стороны, на мастерство выступающего, а с другой, послушайте содержание. Оба докладчика безусловно успешны в своих областях и они оба учились и учили других. Поэтому полезно будет посмотреть как студентам, так и преподавателям.
Steve Jobs' 2005 Stanford Commencement Address
http://www.youtube.com/watch?v=UF8uR6Z6KLc Click to view
Randy Pausch Last Lecture: Achieving Your Childhood Dreams
http://www.youtube.com/watch?v=ji5_MqicxSo Click to view
И я догадываюсь, что все написанное может кого-то обидеть. Заранее прошу прощения, но я изложил свое мнение. Очевидно, что оно кому-то будет неприятно, но таков мир. Пытаясь угодить всем, нельзя сказать ничего содержательного. Надеюсь этот текст, хоть кому-то поможет.