Сергей Рукшин: 
«Эта концепция порочна изначально» 


Mar 22, 2012 07:22

Около сорока лет назад Сергей Евгеньевич Рукшин занимался в моих математических кружках в Ленинградском дворце пионеров, а затем сменил меня в должности их преподавателя. Он же был моим преемником на ключевых постах ответственного секретаря и заместителя председателя жюри ленинградской городской олимпиады школьников по математике.
Далее - с http://www.flb.ru/info/50519.html и http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/3096 (в продолжение http://matholimp.livejournal.com/968504.html ):

Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, канд. физ.-мат. наук, основатель и директор Санкт-Петербургского городского математического центра для одарённых школьников, педагог двух Филдсовских лауреатов - Г. Перельмана и С. Смирнова. Ученики Рукшина завоевали более 80 медалей Международных олимпиад, из них более 40 золотых, причём пять юных математиков стали трёхкратными олимпийскими чемпионами:

-В 2008 году мы вместе с моим коллегой Александром Николаевичем Кирьяновым по собственной инициативе создали концепцию по работе с одаренными детьми в России и подали ее в Государственный комитет РФ по делам молодежи, возглавляемый Василием Якеменко. Получили «одобрямс» от Якеменко и от его заместителя Александра Повалко, и бумаги пошли куда-то наверх. В 2009 году крупнейшими педагогами и учеными был разработан ещё один проект, предлагающий меры по подъему национального образования, - так называемый Колмогоровский проект, и он тоже застрял на каком-то этапе.

А в 2010 году был собран Государственный совет по вопросам работы с одаренной молодежью, на котором неожиданно всплыл и целый ряд положений нашей с Кирьяновым концепции. Вряд ли там мы значились там в качестве авторов, но важно, что наши идеи и разработки вообще оказались востребованными. В частности, идея создания двух типов сетей федеральных лицеев: первые - в федеральных округах, поближе к местам проживания детей, другие - при крупнейших университетах страны - для особо одаренных детей. Мы утверждали: стране, детям нужен социальный лифт. Необходимо предоставить возможность подниматься по образовательной и карьерной траектории школьникам из разных слоев населения и любого из регионов России.

Многие хорошие предложения, в том числе создание сети лицеев, были утверждены на этом Госсовете, и по результатам его работы президент выдал поручение премьер-министру Путину их реализовать. Однако прошло два года, а поручение до сих пор не выполнено. У нас ведь, знаете ли, очень невысокая исполнительская дисциплина - недавно было подсчитано, что из поручений президента выполняется примерно 40%.

И вот, летом 2011 возникла комиссия Дворковича, породившая проект совершенно противоречивый и непонятный. Ну что это, скажите, за концепция, в которой на первой странице лукаво говорится о том, что все дети талантливы, а через страничку - что нужны особые меры по поддержке талантливых детей? То есть, поддерживаем все-таки не всех?

Понимаете, у меня, может быть, не так много личных амбиций, но профессиональные полностью удовлетворены. Мои ученики заработали 80 медалей на международных олимпиадах, я воспитал пять трехкратных олимпийских чемпионов. И, мне кажется, я заслуживаю того, чтобы при разработке национальной концепции, посвященной работе с одаренными детьми, её авторы спросили и моего мнения. Но от чиновников я узнаю, что у них всё давно уже согласовано с общественностью - они учли, как утверждают, мнения представителей регионов, спортсменов, музыкантов, художников, артистов балета… А научная одаренность - это же просто продукт школьного образования, и особый подход тут, оказывается, ни к чему.

Уверен, не может называться концепцией набор логически не связанных фраз и благих пожеланий, даже согласованный со спортсменами и поп-музыкантами. Нельзя назвать разумным документ, посвященный будущему одаренных детей, который противоречит сам себе через страницу. В концепции начисто проигнорированы интересы детей, одаренных и высокомотивированных в отраслях, важных для становления фундаментальной, прикладной науки и инновационной экономики. Сфера образования - сфера, образующая нацию. Кто будет создавать высокотехнологичную инновационную экономику - футболисты? Билан? юные музыканты?

Года три назад я участвовал в Государственной Думе в слушаниях, посвященных проблемам одаренных детей. Выглядело это так. Сначала Яна Рудковская долго стучала по столу кулаком, и из её громогласных заявлений выходило, что если бы она не вложила в талантливейшего Диму Билана свои деньги, работа с музыкально-одаренной молодежью в стране бы просто встала. Затем сонный Антон Сихарулидзе что-то пробормотал об одаренных спортсменах. Гимнастка Хоркина крепко спала, положив руки на голову. О чем-то поговорили балетмейстер, руководитель какой-то музыкальной попсы…

В огромном зале сидело всего лишь три поборника научной одаренности - ваш покорный слуга, Александр Попов, директор знаменитого челябинского физико-математического лицея №31, а также доктор наук из небезызвестной компании “АФК-Система». Но когда мы захотели поговорить о научной одаренности детей, нас остановили: после перерыва, мол, у вас будет возможность высказаться в трехминутных репликах. Доктор наук тут же встал и ушел. Челябинский директор школы сказал, что тогда он лучше послушает других. Я свои три минуты всё же использовал…

Спасибо тогдашнему заместителю председателя Госдумы Светлане Журовой, заметившей: «Надо бы подумать и о научно одаренных детях, потому что для того, чтобы у спортсменов, музыкантов и артистов балета появились деньги, их кто-то должен заработать, а зарабатываются они в сфере науки, производства и высоких технологий». Она была единственной, кто вспомнил о том, что кто-то должен создавать материальные ресурсы, прежде чем Яна Рудковская начнет их тратить...

Нашим мнением никто не поинтересовался ни тогда, ни сейчас: разработчики концепции по выявлению и поддержке одаренных детей не сочли нужным ее даже нам показать. И вот эта практика принятия решений поразительна. Андрей Фурсенко ни дня не проработал в школе. Не является специалистом в образовании и Ярослав Кузьминов, монополизировавший принятие решений в этой сфере... Да и другие авторы мне тоже не известны своими работами в области среднего образования. Мне не доводилось читать их статей, посвященных одаренным детям, а они не читали моих, но совершенно по разным причинам… Боюсь, у них ни статей на эту тему, ни результатов успешной работы с одаренными детьми просто нет.

Понимаете, в нас, специалистах, сейчас говорит не личная обида. Нас волнует то, что экспертизу судьбоносных для страны проектов опять доверяют непрофессионалам. Вопиющая некомпетентность возводится в ранг государственной политики.

Вы знаете, кто в Штатах является крупнейшими спонсорами работы с одарёнными школьниками? Агентство Национальной безопасности, федеральные спецслужбы, Морская академия, Военная академия West Point. Американцы считают, что нельзя доверить обычному малообразованному человеку ни ядерную кнопку, ни реактор подводной лодки, ни систему управления высокоточным оружием…

А у нас сейчас в Академию ФСБ, в учебные заведения ФАПСИ, в ВУЗы, где готовят специалистов по разработке военной техники, где требуется высочайший уровень подготовки по физике, математике и информатике, поступают люди по итогам ЕГЭ, без углубленных экзаменов и собеседований. Да в Китае или в Америке военные бы давно взбунтовались! И потом мы удивляемся - что это у нас ракеты не взлетают, «Фобос-Грунт» лежит на дне мирового океана, из 14 пусков «Булавы» всего 7 успешных...

Идет реформа за реформой, а общеобразовательный уровень школьников катастрофически падает. Кто бы мог представить, что за 20 лет наши школьники настолько разучатся думать? Мы скоро будем клипы нарезать на серии, потому что в их голове даже клип не помещается целиком - это слишком много!

Вот пример, который у всех на слуху. Давайте поговорим о моем ученике Григории Перельмане - только не в привычном разрезе того, что он носит длинную бороду и отказался от миллиона долларов. В молодые годы Перельман играл на скрипке, великолепно знал классическую музыку, разбирался в оперном вокале и имел пятерки по всем предметам, кроме физкультуры. Он знал историю, с ним можно было поговорить о литературе, хотя он это не слишком любил. Случалось нам с ним обсуждать фильмы и спектакли...

А что я могу обсудить с нынешним ребенком - группу “Ленинград”? У меня есть среди выпускников математически чрезвычайно одаренный парень, который любит в добрые минуты напевать замечательную, как ему кажется, песню Шнурова: “Вот будет лето, поеду на дачу, возьму лопату…” Кстати, это не какой-нибудь двоечник и бездельник - это человек с золотой медалью международной олимпиады!

Общая культура школьников катастрофически падает. Да, безусловно, мне еще удается поддерживать на уровне их интеллектуальные способности и развитие в математической, профессиональной области, но культурного давления среды уже нет. Вот результат того, что сегодня, усилиями того же г-на Кузьминова, школы низводятся в ранг “социального института легкого поведения”. Как это назвать иначе, если мы должны продавать свои образовательные услуги?

Сфера образования - это не сфера продажи образовательных услуг. Это - системообразующий институт нации и государства. Мы учим и воспитываем гражданина, патриота и специалиста, а вовсе не продаем ему кусочки толерантности, веротерпимости и знания по предметам. А сейчас некомпетентным вмешательством этот институт низведен в ранг уставшей от жизни проститутки, которая готова пойти с кем угодно, лишь бы ее оставили в покое и хоть немножко заплатили, потому что больше она ничего в жизни делать не умеет…

А теперь я столкнулся с новыми веяниями. Впервые - на встрече с кандидатами в президенты, когда услышал вопли Жириновского: “Никаких лицеев, никаких гимназий! От Камчатки до Калиниградской области - все будут равны, должны быть одинаковые многопрофильные школы!” Послушал я это и насторожился… А затем идея “всех уравнять” стала всплывать все чаще, теперь на фоне предложений материально поддержать одаренных.

Президентская концепция предлагает страшные вещи: детям будут присваивать статус одарённых и давать гранты. А какова же роль школы, педагогов? У нас в стране огромное количество учителей и образовательных учреждений, для которых ежегодный выпуск учеников с высокими регалиями - это штатная ситуация. Важно было бы создать четкую и прозрачную систему распределения финансирования на учреждения, которые стабильно показывают результат, чтобы сберечь хотя бы тех “куриц”, которые несут - ну пусть не золотые яйца, а обыкновенные, зато 300 дней в году. А мы пускаем под нож все, что было создано великим трудом педагогов, ради каких-то мифических схем поддержки талантов одаренных детей. Но кто будет искать, отбирать, развивать эти таланты?

Такая концепция порочна изначально. Вместо того, чтобы поддерживать образовательную среду, в которой растут талантливые дети - а только среда может их продуцировать - мы спускаем ситуацию на индивидуальный уровень ребенка… Что мы будем измерять - его генетическую одаренность? Машинку такую придумаем?

И главное, ведь это очень опасно! Если человеку присваивают статус, и он получает за него блага, то он начинает бороться за свой статус во имя этих благ - и эта борьба станет причиной страшной деформации личности ребенка. Нельзя нагружать его сознанием собственной исключительности. Работа с одаренным ребенком - необычайно тонкая материя. Если бы я не умел снимать у детей стрессы от неизбежных неудач, необходимости постоянного соревнования с другими и что еще хуже, с самими собой, я просто воспитал бы огромное количество неврастеников, которые бы ни в чем не смогли реализоваться.
Эта концепция не только угрожает отобрать финансирование у лицеев и гимназий, под удар поставлены даже условия работы и правила игры в профессиональной среде, которая сейчас пока ещё хорошо функционирует.

Есть замечательный принцип: не надо чинить машину, пока она нормально едет. Концепция, разработанная группой Дворковича, грубо вторгается во всё еще работающую систему, угрожая ее существованию. И именно против этого воинствующего непрофессионализма мы, педагоги, сегодня и взбунтовались.

Вся наша рабочая группа хорошо понимает: концепция будет принята 30 марта, и ничего изменить нельзя. Но необходимо срочно убрать хотя бы какие-то вопиющие “ляпы”. После этого 30 апреля к Первомайским праздникам таким же срочным образом будет принят комплекс мер по ее реализации… Знаете, про некоторые начинания мне кажется, что лучше бы уж все выделенные на них деньги разворовали без остатка, а то вдруг ещё что-нибудь делать начнут - это совсем опасно!»
Previous post Next post
Up