Leave a comment

bimdusha January 29 2012, 10:41:53 UTC
а чем тогда питалась Ладога, и где был ее сток?

Reply

matholimp January 29 2012, 10:57:29 UTC
Она была продолжением Финского залива. Поэтому и в Вашем вопросе нужно сделать соответствующую замену. Тогда ответ ясен. Основной источник - северные реки и озёра. Однако даже если бы их не было, то уровень воды (примерно соответствующий уровню океана) установился бы по закону сообщающихся сосудов.

Reply

bimdusha January 29 2012, 11:16:08 UTC
хотелось бы общую реконструкцию на карте увидеть. наполнятся только сообщением оно не могло. протока моментально, по историческим меркам, заросла бы, а современных рек и озер однозначно не хватило бы.
можно предположить, что Балтийский шит тогда был гораздо ниже и протока была севернее настоящей Невы. тут в Кюменлаксо, есть скалы со следами недавней береговой эрозии на высоте около 25м от настоящего уровня, и на высоте около 40 метров.

в этой вот книжке http://www.proza.ru/avtor/kondratyev есть факты, что сильно география не менялась последние 3 тысячи лет. но я еще не все прочитал

Reply

mike_2304 January 29 2012, 11:38:42 UTC
Дадад, они явно свидетелей опросили за последние 3000 лет, не Иначе.

Reply

bimdusha January 29 2012, 11:42:44 UTC
почитайте, хорошая книжка. про историю Сампо. свидетели - топонимы и гидронимы.

Reply

matholimp January 29 2012, 19:59:48 UTC
Какая протока? Огромный пролив шириной в десятки километров. У меня не фантастическая проза, а математическая модель с детальными расчётами.
Какие 3 тысячи лет? Всего 200 лет назад Вуокса на Лосевской протоке столь же бешено неслась в противоположную сторону.

Reply

bimdusha January 30 2012, 13:55:56 UTC
нет, я тоже думаю, что в недавнем прошлом Нева с Ладогой и заливом по другому выглядели. просто на карте в этом посте непонятки.

200 лет назад вода из Ладоги текла в Сайма? или в Залив? оба предположения фантастичны, достаточно посмотреть на перепады высот. а Лосевской протоки не было вовсе

Reply

matholimp January 31 2012, 07:27:38 UTC
200 лет назад вода текла из Суванто на восток (а не на запад, как теперь).
300+ лет назад путь от Выборга до Кексгольма был судоходным.
800+ лет назад это был достаточно широкий МОРСКОЙ пролив.
Ещё раньше Сайма тоже был заливом.

Reply

bimdusha January 31 2012, 16:19:23 UTC
>Ещё раньше Сайма тоже был заливом.

Сайма сейчас 74 метра над уровнем моря, от самой низкой отметки. это значит что от Хребта Салпаусселькя до Валдайской возвышенности огромное внутреннее море с редкими архипелагами. на этой территории много находок времен неолита. не сходится

Reply

matholimp February 4 2012, 10:13:50 UTC
Нет, не значит! Тектонический разлом проходит поперёк Карельского перешейка. К югу от него произошло опускание суши на несколько метров, к северу - подъём на десятки метров. 74 метра над уровнем моря кажутся огромной величиной. Однако по данным финских сейсмологов, остров Валаам поднялся из-под воды не раньше 6-9 веков нашей эры. Сейчас там 51 метр: да, несколько меньше, но порядок величины тот же.

Reply

bimdusha February 4 2012, 10:40:26 UTC
уже много раз слышал об этом разломе. в связи с разрывом метро за Лесной, и о старом русле Невы в том месте. и в связи с охтацентром. и в связи с изменившейся гидрологией. но ни на одном геологическом ресурсе данный разлом не упоминается.
потому решил для себя что все путают разлом с краем Балтийского шита, который действительно пересекает Карельский перешеек.

повторюсь, в том, что берега здесь менялись недавно, я тоже уверен.

Reply

matholimp February 4 2012, 10:20:24 UTC
Вот карта Европы, составленная Меркатором на основе данных XII-XIIIвв. и опубликованная в атласе 1595 года (подробнее о ней я писал на http://matholimp.livejournal.com/682947.html ). Внимательно всмотревшись в неё, Вы легко найдёте и Сайма. Да, несколько в стороне от основного залива-пролива. Но явно его боковое ответвление, а не изолированный водоём.

... )

Reply

bimdusha February 4 2012, 10:27:33 UTC
ее бы наложить на современную. я несколько раз ее разглядывал, один раз даже в "оригинале" в родном отпечатке

Reply


Leave a comment

Up