Древняя варяжская столица

May 30, 2009 11:08




Между 1917 и 1919 годами (несколько месяцев после революций, но ещё до эмиграции в Индию) великий русский художник Николай Рерих жил в имении Терву мецената С.Л.Гуревича на берегу Ладоги. По мотивам раскопок на одном из ближайших островов он написал тогда картину "Линнасаари". Такое название (в переводе с финского - Городской или Крепостной остров) носят сразу три весьма примечательных острова у берегов Карельского перешейка. Больше всех знаменит Твердыш, на котором в 1293 году Торкель Кнутсон основал Выборг. Древний Ламберг, расположенный в километре от центра Сортавалы, старше Выборга на три тысячи лет. Но здесь речь идет о третьем Линнасаари (туристы называют его Шапкой Мономаха), который находится точно посередине между этими двумя - в северо-западном углу Ладоги, где в шхерном лабиринте основное направление её берега резко сворачивает под прямым углом. Из-за того, что Рерих открыл это место буквально накануне своей эмиграции в Индию, а сама эта земля на 22 года "эмигрировала" в Финляндию, его пришлось переоткрывать заново - уже в посмертных публикациях архивов художника.
Датский хронист Саксон Грамматик писал о грандиозном сражении начала VIII века за Карельские проливы. Скорее всего, оно происходило где-то вблизи этой крепости. Город на острове появился не позднее III-V веков нашей эры, а в XII веке он уже приходит в упадок. На особую важность этого места для Новгородской республики и Швеции явно указывает то, что в непосредственной близости от Линнасаари находилась почти половина (6 из 16) названных в тексте Ореховецкого мирного договора 1323 года пунктов, по которым определялась растянувшаяся на сотни вёрст граница между ними. В радиусе всего лишь 15 км от острова находятся крепости и городища Корела (Кексгольм, Кякисалми, Приозерск), Кроноборг, Линнамяки (Каарлахти, Кузнечное), Хийтола, Лопотти (Кирьяж, Куркийоки), Руйссаари, Терву, Рахоланъёки, Хямеэнлахти, Калмистомяки, Иивонниеми и Линналички (Асилан). Прежде в этих местах были стоянки древнего человека Вятиккя, Койонсаари, Кюлялахти и Тиурула (археологи датируют их VII-III тыс. до н.э.).
Хочу поставить под сомнение официальную трактовку местоположения Хольмгарда, упоминаемого в других западных хрониках. Начну с её цитирования в изложении Т.Н. Джаксон: «Хольмгард традиционно считается древнескандинавским обозначением Новгорода. О тождестве Хольмгарда и Новгорода говорится в одной из саг о древних временах - в «Саге о Хрольве Пешеходе»: «Главный стол конунга Гардов находится в Хольмгардаборге, который теперь зовется Ногардар». ... Существующие в литературе объяснения происхождения и значения топонима весьма различны. Историки последнего столетия, преодолевшие ошибочное отождествление топонимов Хольмгард и Холмогоры (идущее от Тормода Торфеуса) и склонные видеть в Хольмгарде обозначение Новгорода, тем не менее понимают древнескандинавскую форму весьма противоречиво. В ней видят: 1) »Ильменский город» («Ильмень» > Holm), 2) «город на острове, островной город» (от ho'lmr «остров»), 3) «поселения в островной (во время паводка на Волхове) местности», 4) «Холм-город (т. е. укрепленное поселение Холм)».»
Прежде всего, хочу обратить внимание на разнобой мнений среди профессионалов и на то, что к нынешней версии они пришли совсем недавно. Наконец, никто из них даже не задумался о причине переименования Хольмгардаборга в Ногардар. Мне кажется, что столица Гардарики была не переименована, а перенесена. Но не из Ладоги или Руссы (и уж никак не из Холмогор!), а именно из города на острове (!) Линнасаари.
Немного о несостоятельности версий. Несмотря даже на то, что торговая часть Новгорода фактически находится на острове (между Волховом и одним из его рукавов), считать его островным городом никому не приходит в голову. Остров сравнительно велик (более 10 км в длину и до 5 км в ширину), а рукав Волховец, напротив, узок и мелководен. При этом все столичные функции (Кремль, Софийский собор и пр.) сосредоточены на коренном (западном) берегу Волхова.
Ещё более притянутой за уши представляется версия «двуязычного топонима», в котором древнерусский «хълмъ» превратился в древнескандинавский «hоlmr». В сравнении с Приильменьем трудно найти столь же плоскую и низинную местность. Ссылка же на то, что «согласно летописным свидетельствам, Холмом именовался один из районов средневекового Новгорода в южной части Славенского конца», - примерно то же самое, как называть Москву Черемушками.
Предшествовавшее Ладоге и Новгороду варяжское государство (иногда его называют Гардарикой) образовалась около III-V веков нашей эры и просуществовало до XIII века, когда в результате долгих войн было поделено между Швецией и Новгородской республикой. К Руси оно тоже имеет отношение. Но надо только договориться, что понимать под Русью. Я придерживаюсь точки зрения покойного Александра Шарымова, изложенной в очерке «О Руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском». Вот три наиболее важных фрагмента оттуда:
«... Паранин обратил внимание на бытовавшую некогда в Восточной Европе систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве. Называлась она «цветовой», а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север - черным, восток - синим (голубым), а запад - белым. Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам. Поиск привел к прибалтийско-финским языкам. При этом оказалось, что в одном из них, карельском, нашлись дивные слова: «ruskej» - «красный», и ряд производных: «rusko» - «заря», «румянец»; «ruskotaa» - «краснеть» и т.д. Никто до той поры (и до Паранина) толком над этим не задумывался. Очевидной стала лингвистическая основа слова «русь» как ц в е т о в о г о символа ю ж н о г о элемента какой-то территориальной системы. ...».
И далее: «... знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье «Сампо и сейды»: «Возможно, что битва за Сампо - не столкновение финнов и карел с лапландцами (саамами), а соперничество родственных между собой южных финно-карельских племен с северными тоже финно-карельскими племенами, веровавшими в того же верховного бога Укко, что и южане». Обратите внимание: столкновение юга с севером, «красного» с «черным», «ruskej» с «musta»! Это - решающее для понимания будущей судьбы этнонима «русь» положение. Что оно означает? Во внутриплеменной борьбе южной части единого племени с северной (запечатленной в «Калевале», где борьба эта обрела вид битвы за Сампо), в борьбе «красного» с «черным», южная часть обособляется от северной - и при этом берет себе новое имя, как раз и связанное с ее географическим положением, то есть, «южная», «красная», «ruskej» - «русь»...».
Наконец, третий фрагмент очерка: «... После призвания варягов во главе с Рюриком обширная страна, попавшая под их управление, стала называться Русью, что было естественно и понятно, ибо по отношению к земле варягов она занимала южное положение. Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим Рюрика, существовала страна с именем «Русь», однако вовсе не это было определяющим в наименовании земель, подчинившихся варягам, а южное направление варяжской экспансии. Позже, когда Олегом был взят Киев, название «Русь» распространилось и на Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением развития Русского государства в южном направлении строго по меридиану». Северобалтийская русь, таким образом, отдала этническое свое имя тем многочисленным племенам (преимущественно - славянским), что жили к югу от Балтики и были со временем объединены в единое государство русами - князьями-варягами... Такие прецеденты в истории уже встречались. В 697 году по РХ орды хана Аспаруха напали на балканских славян, основали там Болгарское царство - и отдали новым подданным этническое имя, которое они принесли на Балканы с волжского Булгара... Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же - «остров русов»), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше.
Таким образом, «северобалтийская русь» вновь стала «корелой» ...».
Внимательно проанализировав эту историю, можно прийти к выводу, что варяги ниоткуда не приплывали, а выделились из южной части карельского племени. Более того, почти исчезнувшая теперь летописная водь - потомки того же самого народа, бывшего в этом древнем государстве "странообразующим".
Previous post Next post
Up