Михайлов. Да, два слова, если можно. Я хотел бы тоже поздравить коллег. Да, Михайлов Кирилл Алексеевич, научный сотрудник Института истории материальной культуры, отдел славяно-финской археологии.
Я бы хотел поздравить коллег с тем, что они провели работу на достаточно высоком уровне. Мне было сегодня очень интересно увидеть раскопы и открытые сооружения. И особенно было приятно увидеть сохранившиеся рвы крепости Ландскрона и крепости Ниеншанц, которые нам сегодня любезно продемонстрировали. Тем более, что некоторые фрагменты я уже несколько лет назад видел. И оказалось, что южная часть бастионов, как сегодня сказали, и мы увидели, сохранилась на 4 метра.
И до сих пор стоят еще не срытые, совершенно сохранившиеся рвы Ландскроны, которые тут же нам демонстрировали, на протяжении, там, больше десятков метров. Часть из них, как сказано, нетронуты, и остались в засыпанном состоянии.
И здесь я хотел бы сказать, что это большое и замечательное достижение, которое, во многом, лежит в рамках традиции, которая в нашем Институте продолжалась в течение многих десятилетий. Я даже не буду упоминать Раппопорта, его исследования, я хочу вспомнить более недавние времена, и здесь где-то продолжить линию Анатолия Николаевича и Евгения Николаевича. Это сохранность этих сооружений, которой наш Институт, наш Отдел занимался в течение десятилетий. Ну, все, фактически здесь присутствующие, бывали в Орешке, в Старой Ладоге, в Ивангороде, на Рюриковом городище. Фактически на всех этих памятниках нашим Отделом, Институтом, открытые сооружения не только изучены, но и сохранены. Это как рвы Рюрикова городища и печи всем известные и опубликованные. Они Евгением Николаевичем прекрасно законсервированы и остались в сохранности до следующих исследователей. Это те же самые сооружения, открытые Анатолием Николаевичем в течение многих десятилетий. И это не только археологическая ценность, но и ценность туристическая, в том же Орешке. Я несколько раз привозил, в том числе и присутствующих студентов, и демонстрировал стены первого Орешка - стены, которые подтверждают исторические события первого Ореховецкого договора, первых событий средневековья, которые здесь задокументированы.
Здесь - памятники Охтинского мыса. Они лежат вполне в традициях и Петербургской археологии, и Российской археологии, и в рамках той традиции, которую наша археология продолжает весь XX век.
Можно вспомнить, что в той же Старой Ладоге, в том же Пскове и во времена императорской России, и в советские времена под разными предлогами - строительство дороги, строительство нужных народному хозяйству сооружений - пытались подобные фортификационные… средневековые стены пытались, средневековые башни, ломать, вот. Но в том же нашем архиве - недавно сделаны доклады были на юбилее нашего института… каждый раз находились аргументы - и дореволюционными археологами, и археологами нашего института, присутствующими здесь, аргументы, которые позволяли сохранить для истории и для общества, для страны эти сооружения, которые играют для нас, в общем, принципиальную роль. Чтобы мы могли их показывать. Как бы мы смогли аргументировать исторические события, да и демонстрировать первый Орешек? То же самое, все, конечно, петербуржцы, и москвичи, наши московские коллеги, понимают значение этих памятников. Здесь дело не только в неолите и не только в археологической ценности этих сооружений, а что они сохранены, они стоят, и вы их увидели. И здесь я бы хотел поблагодарить сотрудников экспедиции, дирекцию. И я надеюсь, что эта традиция не будет прервана, а будет продолжена. Спасибо за внимание (Аплодисменты).
(С
http://durnowo.livejournal.com/108914.html в продолжение
http://matholimp.livejournal.com/176417.html ,
http://durnowo.livejournal.com/108591.html ,
http://durnowo.livejournal.com/108088.html ,
http://durnowo.livejournal.com/107934.html ,
http://matholimp.livejournal.com/431583.html ,
http://matholimp.livejournal.com/431216.html ,
http://matholimp.livejournal.com/430630.html ,
http://matholimp.livejournal.com/403255.html и далее по ссылкам ).