Не существует ни методологии, ни инструментов для измерения живучести нации. Но если бы они были, то армяне определённо оказались бы на втором месте после евреев. Обе нации пережили геноцид, рассеяны по всей планете, но успешно сохранили внутреннее единство. Почему им удалось сделать то, чего не сумели тысячи исчезнувших народов
(
Read more... )
Про специфический алфавит - понятная мысль. Хотя в плане языка - достаточно очевидная независимо от алфавита. Есть язык - есть нация.
А вот про религию, вроде бы, очевидно, но я бы переформулировал, сняв обвинение с большевиков.
Важен моральный авторитет, объединяющий нацию. Это необязательно религиозный авторитет. Может быть культура вне церкви. Просто сложно создать другой ёмкий авторитет достаточно общий при отсутствии единого руководства (страны, власти).
С авторитетом православия в России проблемы были всяко с дореволюционных времен, как и с авторитетом государствнной власти. Большинством и то и другое рассматривалось как давящее, чужеродное, навязанное. Большевики таки внедрили коммунистическую религию, которую многие (после силового внушения) сочли своей. На сегодняшний день дела с авторитетом что коммунистической религии, что с московским православием совсем плохи. Соответственно, никаких российских (не говоря про русские) диаспор нигде не образуется ни на базе доверия православию, ни тем более на базе доверия правительству РФ. (Ни вокруг православия, ни вокруг авторитета страны) Да и в самой России авторитет правительства, похоже, высок преимуществнно в холопской среде, с которой каши не сваришь. А другие возможные авторитеты (культурные, научные, да даже приличные церковные) давятся на корню. Крупный бизнес или чиновники, претендующие на относительную самостоятельность - тем более. Не вокруг Толстого же с Достоевским группироваться.
К слову. Вон в Париже и в Мельбурне российские "мини-тусовки" сформировались вокруг ~"бардовской песни" (может, еще где, я не знаю). Но понятно, что это временные мини-объединения, никак не диаспора.
Reply
Специфический алфавит - понятная мысль. Но он работает только в случае почти поголовной грамотности.
Моральный авторитет играет роль, когда он есть. Но важнее, чтобы ценность для граждан представляла сама страна. Не знаю, был ли моральный авторитет в Спарте, но в СССР их долго искать не приходилось. Тем не менее, в 1991 страна рухнула без единого выстрела, потому что осточертела всем 250 миллионам.
Reply
Авторитет, полученный после войны и космоса страна начала неумолимо спускать после 68 в Праге Будапешт-56 так не сказался, да и Новороссийск не дал таких последствий. После 68 уже необратимо. Гниль аппарата "пролетарского государства" оказалась непобедима.
Reply
Режим как раз весьма успешно "перестроился". Во власти те же и они же. Страна же развалилась на 15+ кусков, сильно ограничив свободу передвижения своим бывшим гражданам.
Reply
Со свободой передвижения проблем не замечал. Вот производственные цепочки развалились - так они и внутри страны развалились.
Reply
Кому надо из Тюмени в Тобольск, тоже не замечали проблем со свободой передвижения. Но между Питером и Нарвой их было предостаточно.
Reply
Ну и не было проблем в Эстонию съездить до войны (до пандемии, скажем) для тех, кто хотел. Конечно, для местных из Ивангорода или Кингиссепа барьер появился там, где раньше не было... Для Псковской области тоже.
Но если вспомнить про возможность переехать в Ленинград в СССР. Или особенное позорище - как в Питере милиция проверяла прописку, регистрацию, или наличие обратного билета у иногородних российских(!!!) граждан уже при "изменившемся режиме".
Reply
У кого отпуск изредка, те так и ездили. А я жил в Пушкине рядом с остановкой проходящего автобуса Волхов - Ивангород. В 8 утра садился, платил 3 рубля и раньше 10 утра был уже на "мосту Дружбы". В студенческие годы даже на стипендию я мог позволить себе до трёх поездок в месяц.
А в 2003 ради поездки в Пылву мне пришлось выиграть конкурс МИД Эстонии. Иначе невозможно было получить уникальную эстонскую визу. Да, в Шенгене (до ковида) снова ездил туда часто. Но предпочитал уже Финляндию.
Reply
В Таллин(н) без ночёвки поздом туда и обратно - это было (в студенческие годы) Но то раз в год в хорошей компании разве что.
Хотя, в школьные каникулы (еще в 6 - 7 классе) нас возили в Латвию сплавляться на плотах по Гауе. Почему-то именно лесная часть запомнилась, в отличие от Риги или Юрмалы. Дети, чё.
Reply
Вас явно в ЦК КПСС не хватало. Там лучше всех знали, кому чего не надо.
Reply
Leave a comment