Nov 17, 2024 08:19
Одним не хватает денег, другим - ума. Эта нехитрая мысль напросилась мне в ассоциации в ходе обсуждения темы искусственного интеллекта. ИИ - не более, чем инструмент. Крайне важно, в чьи руки он попадает.
Деньги - самый понятный инструмент. Когда их мало, невозможно сделать что-то хорошее именно по причине их отсутствия. Но что делают те, у кого денег много? Грубо говоря, их можно разделить на две части: родители тупо накапливают деньги, а дети ещё более тупо транжирят. Исключения крайне редки, хотя и случаются. В качестве удачного исключения можно назвать Маска.
К слову, значительная часть неудач СССР объясняется тем, что неоправданно большими деньгами распоряжались те, кто страдал дефицитом мозгов. Умные люди оказались изгоями в стране, главным оплотом власти в которой назвали пролетариат и деревенскую бедноту.
Лопата и экскаватор обладают совершенно разной производительностью, но могут использоваться для достижения одних и тех же целей. Про южные страны я не знаю, но на наших северах дренажные работы (а попросту рытьё канав) проводят ради устранения «лишней» воды. Кто делает это лопатой, тот быстро вникает в смысл и ненавязчиво приобретает нужное знание гидравлики. Если затем посадить его за экскаватор, то он сможет выполнить работу быстро и качественно. Но в руках не имеющего понимания и нужных навыков экскаватор превращается во вредоносное средство уродования земли: вода в избытке накапливается в ямах, откуда ей некуда стекать.
В программировании ИИ роль экскаватора или больших денег играет мощный компьютер. Да, с его помощью можно справляться со столь сложными задачами, ручное решение которых невозможно в принципе. Но это сможет сделать только тот, кто понимает цель и смысл. Важнее, что в основе любого решения лежит идея, додуматься до которой железо само по себе неспособно.
Поэтому на этапе обучения программированию ИИ (чем я занимался в университете ИТМО в 2006-17 годах) лучше ограничивать доступные студенту компьютерные ресурсы. Это побуждает включать голову хотя бы ради того, чтобы более экономно их использовать.
Наконец, человеческий фактор. Есть сложные проблемы, с которыми имеют дело только узкие профессионалы. А есть массовые приложения, информацию о которых в формате "испорченного телефона" доносят до пользователей далёкие от науки журналисты и рекламщики. Прекрасным подспорьем для автомобилистов стали навигаторы. Чтобы создать их, потребовалось соединить несколько ранее решённых задач: анализ и синтез речи, геоинформационные системы, методы оптимизации, поиск в интернете и др. Конечно, в совокупности они требуют значительных ресурсов (большая часть из которых напрямую недоступна пользователю). Но решения не могли быть получены, если бы профессионалы не разработали понятийный аппарат задолго до создания мощных компьютеров.
от автора,
свободное программное обеспечение