Избранное из хроники столетнего разложения РПЦ
"Верхами" в церковной структуре служит не служебная иерархия, а канонизированные святые этой церкви. Но важно понимать, кто и за что становились святыми. Да, часто это могли быть далеко не старшие в церковной иерархии, а блаженные (Василий, Ксения) или весьма усердные монахи (старцы-схимники). Однако, старшими в иерархии национальных святых (в Англии, Венгрии, Швеции и пр.) часто становились именно прославившиеся своими завоеваниями короли, а также усердно служившие королям церковные иерархи. Поэтому внутреннюю субординацию церкви и государства здесь тоже важно учитывать.
Строго говоря, коррозия внутри РПЦ началась с самоназначения царя Петра патриархом. Но это событие коснулось только самой верхушки, почти никак не повлияв на священников в глубинке огромной империи.
Пришедшие к власти большевики включили попов в число эксплуататоров. Но если разорённые дворяне и капиталисты вынуждены были массово бежать из страны подальше от красного террора в 1918 году, то церковь большевики не трогали до 1922, опасаясь массовых возмущений рядовых прихожан. Но именно в 1922 году началось изъятие ценностей (в частности, в Шуе), а многие идеологи церкви были высланы из России на философских пароходах.
Тотальную зачистку церкви НКВД провёл в 1937-38 годах под предлогом сопротивления церкви колхозному строительству. У настоятелей храмов был только один шанс выжить: согласиться регулярно сообщать в НКВД содержание исповедей своих прихожан. Кто не соглашался сотрудничать с НКВД, тех расстреливали. Точной статистики нет, но по разным оценкам расстреляли около четверти православных настоятелей и не менее двух третей из лютеран.
Среди моих предков было много православных священников, в том числе, не менее 15 поколений настоятелей. Последним из них был Василий Георгиевич Спасский, родной брат моей прабабушки Анны. В 1938 году он был расстрелян, за что в 2000 году его причислили к лику российских новомучеников.
Как правило, в случае расстрела настоятеля храм закрывали. В городах церкви даже взрывали, но чаще использовали под склады. В деревнях же складировать было нечего, поэтому многие храмы превращались в часовни, а где-то возобновилась служба. Из-за чего потребовалась повторная чистка: массовое закрытие деревенских церквей в начале 1960-х.
Репрессии сыграли двоякую роль. Фактически поступившие на службу в НКВД (позже КГБ) церковные верхи вынуждены были как-то договариваться с властью своего уровня. Многим это удалось в военные годы, когда поддержка церкви оказалась нужна Сталину. Но на нижнем уровне церковной иерархии происходил противоположный процесс: так как ушли слабые духом, то остались наиболее крепкие.
Чего не сумели Сталин и Хрущёв, с тем успешно справился Ельцин. Два почти одновременных его указа в 1991 году запустили стремительный процесс разложения РПЦ изнутри. Одним указом Ельцин вернул РПЦ бывшие церковные сооружения. Это сразу же создало огромное количество вакансий для священников в восстанавливаемых храмах. А другим указом Ельцин разогнал КПСС, оставив без работы тысячи идеологических работников. Именно они массово устремились занять те вакансии.
В продолжение
https://matholimp.livejournal.com/2579969.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2561047.html ,
https://vyborg.livejournal.com/179761.html ,
https://ingria-art.livejournal.com/878942.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2542670.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2537984.html ,
https://prohodimcy.livejournal.com/3432614.html ,
https://ingria-art.livejournal.com/871077.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2533757.html,
https://ingria-art.livejournal.com/869170.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2529136.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2529512.html ,
https://matholimp.livejournal.com/2529631.html и др.