Как Книги Писания и Природы предвосхитили теорию множеств

Nov 22, 2019 20:11

Протоиерея Кирилла Копейкина я знаю уже лет дцать по его ярким выступлениям на многих конференциях. Блестящий физик стал затем успешным богословом. Содержательная часть его доклада на конференции "Развитие научно-философского наследия Георга Кантора" началась с провокационного вопроса: "Почему Ньютон появился именно в Англии, а не в Китае?"
Действительно, для старта промышленной революции нужны три вещи: компас, порох и книгопечатание. Но все три были изобретены именно в Китае, а европейцами лишь украдены. Кстати, само это наблюдение тоже было украдено: Марксом у Бэкона. Последнему принадлежит и более важная мысль: "Бог дал нам две книги: Книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затем - Книгу Природы, раскрывающую Его могущество".
Эта цитата раскрывает суть конфликта Галилея с инквизицией. Мало кто знает, что за отсутствием достоверного доказательства (теперь оно как бы есть, но Галилей не сумел его предъявить), инквизиция запретила ему пропагандировать не только тезис о вращении Земли вокруг Солнца, но и прямо противоположный тоже запретила. Причина в том, что Галилей посмел утверждать, что математическое познание по объективной достоверности равно божественному. Но именно этот тезис инквизиторы сочли ересью.
Главный аргумент церкви в этом споре: Бог сотворил мир из ничего. И очень долго в опыте людей не находилось ничего подобного. Пока не появился Кантор, давший миру пустое множество. Именно из этого "ничего", Кантор затем строит натуральные числа и всю математику (моё добавление: в противоположность тезису Кронеккера, будто Бог создал натуральные числа).


(С) Фотография Федотова (matholimp) Валерия Павловича 22 ноября 2019 года.
Previous post Next post
Up