к оглавлению << Лекция 15, глава 4 >>Лекция 16, глава 1
Лекция 15
Еврейское пророчество: Бесписьменные пророки.
Глава 5. Роли, исполняемые пророками: Совесть царя.
Последняя роль, которую играют пророк, очень хорошо показана на примере пророка Нафана. Нафан - классический пример пророка, который служит совестью царя. Во 2 Цар: 11-12 мы видим драматическую историю Давида и Вирсавии.
Незаконный союз царя Давида с Вирсавией приводит к ее беременности. Мы помним, что Вирсавия - это жена Урии, который сражается в царской армии. Когда Давид узнает, что Вирсавия беременна, он сначала пытается скрыть проблему. Он дает Урии отпуск с фронта, предлагая ему возвратиться домой и пообщаться со своей женой. Но Урия подчеркнуто благочестив и верен (и остается только гадать, кто и что там знал). Это замечательная история рассказанная с большим количеством тонких моментов и недосказанностей. Урия оказывается исключительно верным и совестливым: «нет, как я могу веселиться, когда там умирают люди?» Налицо тонкая критика царя, который только что именно так и поступил. Давид оказывается в затруднительном положении и тогда решает просто избавиться от Урии. Он приказывает командирам Урии поставить его на передовую линию сражения, а затем отступить, чтобы тот остался один и был убит. Так и происходит - его убивают. Так Давид добавляет убийство к прелюбодеянию.
Но даже царь не стоит выше Божьего закона, и Бог посылает своего пророка Нафана рассказать царю басню. Об этом говорится во 2 Царств 12:1-14.
в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек.
Это удивительная история. Поразительно, что Нафан после этих слов не был убит на месте. Но для библейского повествователя характерен взгляд на монархию, при котором царь подчинен Яхве, подчинен учению Яхве, заповедям Яхве, и истинным пророкам Яхве. Именно поэтому мы и не видим, что Нафана выносят мертвым, но вместо этого Давид признает свою вину и раскаивается. Он не избежал наказания. За этот поступок ребенок от этого союза действительно умирает, и в будущем в семье Давида, как мы знаем, происходит много раздоров и предательств, и автор книги Царств полагает, что в значительной степени все последующие беды происходят именно из-за этих поступков, этих ужасных грехов Давида.
Илия также выступает в роли совести царя Ахава в 1 Царств 21. Там рассказывается о винограднике. Царь желает заполучить виноградник одного человека. И вот жена царя, Иезавель, ложно обвиняет хозяина виноградника в богохульстве. Это смертный грех, а потому человека забивают камнями до смерти, а его имущество переходит к короне. Вскоре после этого появляется Илия и объявляет о гибели Ахава и его потомков за это ужасное деяние. Ахав признает свой грех. Он раскаивается. Наказание откладывается, но, как мы уже видели, впоследствии он погибает в битве при Рамоф-Гилеаде.
Итак, из этих историй мы видим, что пророки выступают в роли возмутителей спокойствия Израиля - разумеется, с царской точки зрения. Их отношения с царским домом довольно враждебны.
Теперь давайте перейдем к периоду, который именуется периодом классического пророчества и письменных пророков. Он начинается с двух пророков, Амоса и Осии, о которых мы поговорим в следующий раз. Последним из классических пророков был Малахия.
Этот период длится около 320 лет, примерно с 750 года по 430 год. Именно такой промежуток времени охватывают книги письменных пророков. Они отвечают на острые кризисы в жизни народа и государства. Их всех было бы удобно разбить на четыре группы соответственно четырем кризисным периодам израильско-иудейской истории. Сначала идут пророки эпохи падения Израиля в 722 году под ударами Ассирии. Далее идут пророки вавилонского вторжения и падения Иерусалима в 586 году. Затем у нас есть пророки Плена, то есть периода, когда иудеи находились в изгнании в Вавилоне, и это в первую очередь пророк Иезекииль. А затем идут пророки послепленного периода или периода восстановления, когда израильтянам было позволено вернуться и восстановить свою общину.
Итак, в восьмом веке Ассирийская империя угрожает Израилю и Иудее. В это время действуют два северных Амос и Осия. Они пророчествуют в Северном Царстве и предупреждают об этой погибели, которая должна постичь народ в наказание за нарушение Моисеева завета. Израиль пал в 722 году, после чего ассирийцы продолжили наступление на Южное Царство, Иудею. Тут мы видим двух иудейских пророков, Исайю и Михея. Они несут аналогичное послание иудеям.
В 612 году столица Ассирии - Ниневия - гибнет и пророк Наум радуется этому в своих проповедях. Затем Вавилон становится хозяином региона - Иудея становится вассальным государством, но пытается восстать. А пророки Аввакум и Иеремия пророчествуют в южном царстве, в Иудее. Иеремия призывает к политическому подчинению Вавилону, потому что видит в Вавилоне проводника справедливого Божьего наказания.
Пророк Плена, Иезекииль, утешает народ в изгнании в Вавилонии, но также утверждает, что все произошедшее - неслучайно и справедливо. И наконец, в конце шестого века, когда первые изгнанники возвращаясь на родину, чтобы восстановить общину и храм, сталкиваются с суровой жизнью, пророки Аггей и Захария, обещают им лучшее будущее. Также есть пророки Иоиль и Малахия, которые дают надежде эсхатологическую перспективу.
Именно этих пророков мы будем рассматривать, в основном, в последующих лекциях. И в следующий раз мы начнем с Амоса.