Ничего в них такого особенного нет - игра с полной информацией, играют двое (человеки, железки, коллективные разумы, всяко бывает), ходы по очереди и согласно определенным правилам, победа - когда король соперника не может избежать гильотины. Ну, если дело плохо, то можно и раньше сдаться чтоб не мучиться, я обычно так и поступаю.
Все просто, вроде как, а тем не менее.
Там есть красота, очень много красоты, и споры спорт-наука-искусство, и смелость-осторожность-прагматичность и т.д., и один великий игрок похож на Моцарта, другой на Бетховена, третий - на Листа, много всего интересного, что так просто и не объяснишь.
Меня познакомил с шахматами разумеется папа, мне было лет шесть, около того. Прекрасно помню "Книгу начинающего шахматиста" Левенфиша - много раз скрозь нее прошел ваш покорный слуга. Я всегда играл в таком холодно-логичном стиле - съесть побольше вражеских пешек и фигур, и потом задавить грубой силой, или собрать большую армию против короля противника и методично заматовать его нафиг. Ну, острые и иррациональные варианты я тоже играл, но только после тщательной подготовки :) (для понимающих людей: речь идет о варианте четырех пешек за белых в староиндийской защите, со всеми этими жертвами качеств на f5, слонов на f7...). Какая-то "школа" в Союзе у меня была: приехав потом в Бразилию, я нередко обыгрывал гораздо более талантливых игроков за счет кое-каких технических навыков, зафигаченных мне в голову советскими тренерами (благодаря этому мой Kasparov number равен трем, круто так, хвастаюсь :) ). Ну, или скорее, за счет отсутствия этих навыков у бразильских самородков, как посмотреть.
Но вообще да, я довольно рано понял что чемпионом мира мне не быть, и что математика - интереснее и больше шахмат. Быстро стало ясно, что шахматы для меня - это только приятное хобби, хоть и довольно много в жизни значащее (вернее, так было раньше, см. далее). Ну и хорошо. Меркантильное интермеццо: сейчас в 40 лет средний гроссмейстер перспектив не имеет особо никаких (и хорошо если может еще чем-нибудь в жизни заняться), а математик в 40 лет только как раз достигает пика своей силы, и жить интересно, и ученики, все такое, грех жаловаться. Я тринадцать лет назад играл с тогдашним бразильским N.1 (он победил, конечно, хоть я и долго сопротивлялся), потом с ним пообщался, и он мне с гордостью сообщил, что вот как раз недавно стал зарабатывать на шахматах кучу денег, и хочет и дальше так продолжать. А куча денег оказалась равной примерно двум третям тогдашней моей стипендии пост-дока...
А сейчас - у меня такое впечатление, что шахматы умирают. Убивает их тот железный друг, с процессором, клавиатурой и дисплеем. Раньше вот играли Карпов и Каспаров, а простые смертные сидели, и безуспешно пытались понять, что же происходит на доске. А теперь партии транслируются в интернет сразу с компьютерной оценкой позиции, все ошибки видны моментально, и интернет-болелы бодро пишут в чат в том смысле что гроссмейстер Х совсем плохой стал, уже третий ход не по первой линии делает. Так и получается что вместо интеллектуальных олимпийцев современные шахматисты уже где-то больше напоминают бразильских футбольных тренеров (есть в Бразилии такая поговорка, "футбольный тренер - это остров Невежества в океане Мудрости" :) ).
Что поделать. Железный ящик сильнее, и это не изменить уже, и добром для шахмат сие, как я думаю, не кончится. Конечно, сына я играть в шахматы все равно научу, пусть тоже выиграет много красивых пластмассовых кубков, как папа. Но шахматным профессионалом в Бразилии все равно стать практически невозможно, так что тут душа моя спокойна...