Десятилетие культурной революции
19 февраля 2017, 12:30
[«АН-онлайн», Валентина ТЕМНИКОВА]
(предыдущее здесь) Второй день сочинского фестиваля искусств Юрия Башмета посвящён балету. Как бы сказал товарищ Ленин - этому важнейшему из искусств для российской культуры. Начало балетного вечера - на музыку Рихарда Вагнера, чья биография была печально омрачена любовью Адольфа Гитлера к его музыке. Особенно «Полету Валькирии». Слава Богу, эта печаль не витала в сочинском театре.
Зрителей как и положено перед выходом танцоров, разогревали под музыку к "Тристану и Изольде". В зале полная тьма. Только иностранцы в зале что-то шепчут друг дружке на уши. А вот и исполнители: не хухры мухры, а первые солисты Парижской оперы(хотя привезли балет). Им повезло. Сбежали от парижских беспорядков в спокойный город Сочи. На сцене стараются, лезут из кожи вон!
Кстати, содержание «Тристана и Изольды» довольно любопытно. О западных нравах - где все хотят отравить друг другу жизнь и где сильные обижают и унижают слабых, будь они хоть трижды благородных кровей.
Но это политика. А что же балет? Французская балерина не похожа на российскую. Несколько широковат таз. Редко ходит на носочках, то есть на пуантах. Вообще не ходит на пуантах. Но безумно прекрасная пластика. Танцовщик тоже не как у нас. Нет обтягивающего трико с выступом в причинном месте. На нём практически прозрачная юбка поверх свободных штанов. Нечто в индийском стиле. Да и торс не обнажён как у наших танцовщиков. У французов не это главное. У них - демонстрация чувств, без акробатики и поддержек на прямых руках вверх. Только плавные "па".
Очень красиво замирают на концах музыкальной фразы. Понятно, что главное действующее лицо этого одноактного балета - музыка Вагнера. Это вам не «Полёт шмеля» в исполнении Массимо Кварто. Это державно, трагично, и как то по-имперски. Не «Лебединое озеро» с потешным демоном и легкомысленными лебедями из провинциального немецкого озера. Здесь вековая драма полов. Причём, не простых смертных, а жителей Олимпа. Богов. Такими Тристана и Изодьду делает музыка Вагнера.
Но вот танцовщики уходят за кулисы, сверху опускается экран и на него крупно проектируются прекрасные человеческие формы. Торжество красоты человеческого тела здесь можно рассмотреть при сильном кинематографическом увеличении: открытые рты, отдельно - прямые зубы. Спинные мускулы. Локтевые и грудные мышцы. Икры. Ни грамма пошлости. Торжество уникального творения природы - её высшего божественного создания - человека в мужском и женском обличит. Что прекраснее?
Ответ на вопрос в новом появлении на сцене танцоров. Он, наконец, с обнажённым торсом. Она в миниюбке. Современно. Смело. Без изменений только безумная любовь и её торжество над всем. Собственно, в этом и есть главное предназначение искусства. Это Крест Божий Юрия Абрамовича Башмета - нести нам, простым смертным озарение и любовь к тем, кто рядом с нами.
Но время меняет всё. Конечно у Мориса Бежара балет был БЫ на порядок выше. Здесь страсть не та. И вновь помощь - кадры на экране. И новое проявление кино - тела мужские и женские совсем голые. Их обладатели танцуют по щиколотку в воде.
После очередной киноинсталляции герои наконец-то появляются на сцене во всей красоте человеческих тел. Героиня в трусиках и газовом шарфике на шее. На герое то же самое. Но газовый шарфик на голове. Он им явно тяготится. Как будто шарфик мешает ему довести до конца их общую драму с Изольдой. От этого и она как будто теряет интерес к Тристану: он хоть и голый почти, но не доводит дело до конца, чтобы познать Великое Таинство Природы. Тристан даже ложится на сцену и засыпает. Изольда в недоумении: ходит вокруг лежачего кругами.
И о чудо - он всё понимает и срывает наконец газовый шарф с головы. Всё меняется. Драма в музыкальном сопровождении меняется на небесные голоса ангелов. Пластика Изольды с агрессивно-ершистой меняется на магнитно -завораживающую. Вот оно - двуединство женского и мужского начала. Позы недвусмысленны. Изольда пританцовывает от удовольствия. Её ноги становятся похожи на руки финского пианиста с первого дня фестиваля - так и летают вверх-вниз выше головы, словно машут ангелам в знак благодарности.
В финале Тристан и Изольда соединяются навек так, как соединяются обычно люди, безумно любящие друг друга: он снизу, она сверху. Зрители в экстазе. Аплодисментов ураган. Номер удался - да здравствует Франция!