Мемуары обычно перегружены деталями, написаны тяжеловесно и, часто, не слишком интересно. Эта книга - редкое исключение. Анна Григорьевна Достоевская - не тень великого писателя. Она сама личность. Филателистка, издательница, владелица книжного магазина, стенографистка, мать, жена.
До этого читала книгу Басинского про Софью Толстую. Вот на самом деле думаешь, что Бог посылает писателям таких жен, чтобы они могли думать только о главном деле своей жизни. А жены их занимались практически всеми бытовыми вопросами.
Конечно, мемуары всегда субъективны. Анна Достоевская вроде и не хвалит себя, но получается, что она все время такая умница, все у нее ладится, да спорится. Денег все время нет, но как-то живут сообразно своему положению в обществе, принимают гостей, рожают детей… Загадочно.
Анна Григорьевна описывает жизнь с Достоевским с точки зрения женщины, жены. Она опускает множество подробностей, почти не говорит о его творчестве. Ей гораздо интереснее, как принимают его в обществе, кто друг, а кто недруг. Как разобраться в запутанной истории долгов и не заплатить их по два раза, как сохранить здоровье обожаемого мужа и детей.
Книга читается как один большой анекдот, что неожиданно. Достоевская вспоминает множество забавных историй и кажется, что жизнь у них была легкая и приятная, несмотря на то, что она не забывает все время писать, что они нуждались бесконечно. Все дело в каком-то правильном, легком взгляде на жизнь Анны Григорьевны, ее веселом, оптимистичном нраве. Даже трагические ситуации не оставляют слишком уж тяжелого впечатления, жизнь после них продолжается, наслаиваются другие события.
Книгу хочется разобрать на цитаты и про каждый случай описать отдельно - так они самодостаточны и интересны. Язык мне тоже понравился. Давно я уже не получала такого удовольствия. Столько старомодных слов. «Сия личность», «эта особа», «книгопродавцы». Интересные подробности как лечили в то время, как развлекались, как общались. Рекомендую книгу даже не поклонникам Достоевского. Она самодостаточна как художественное произведение.