Рассказ Чехова "Розовый чулок". Какая жена лучше: умная или красивая?

Jun 23, 2023 14:14


1886 год. В те времена только еще велись разговоры о доступном высшем образовании для женщин. Университеты пускали в свои аудитории прекрасных дам с большим скрипом - то разрешая, то вновь запрещая. Поэтому уделом женщин даже из богатых и знатных семей было домашнее обучение, гимназия, а затем воспитание детей и пребывание замужем.

Обедневшие дворянки подрабатывали гувернантками или становились учительницами, все остальные профессии были закрыты для этого сословия. Были и женщины-врачи, но это явление было такой редкостью, что их можно пересчитать по пальцам. Требовалась недюжинная воля и желание, чтобы пробиться в мужском царстве.



В обществе, конечно, велись разговоры об образовании и необходимости его для дам. Но что говорить, если даже в начале 20 века Витте, который был Председателем Совета министров, писал о возможности учиться в университетах женщинам:

Это было бы лучшим способом вконец революционизировать высшую школу, так как женщины являются вдохновительницами и носительницами разрушительных идей, как только они вкусят от науки и потому будут считать себя "развитыми", а вследствие этого и обязанными быть "передовыми" и врагами всякой "рутины" и "отсталости".



Вот и Чехов не мог остаться в стороне. В рассказе "Розовый чулок" его герой рассуждает о том, какие чулки лучше - розовые или синие. Ну, то есть он не про элементы женского гардероба, конечно, а про фразеологизмы, насмешливое название ученых и неученых женщин. И если про синий чулок - аналог "ботаника" - все мы слышали, то вот розовый - его противоположность - это что-то новенькое.



Рассказ короткий, но красочный. Иван Петрович Сомов, "университетский человек" меряет шагами свой кабинет. Серо, скучно, уныло, идет дождь. Несколько скрашивает все это безобразие жена - "маленькая, хорошенькая дамочка в легкой блузе и в розовых чулочках", дочь генерала, между прочим. Она увлечена - пишет письмо. От скуки Иван Петрович просит прочесть. Лидочка позволяет. И что же - и здесь одно расстройство. Почерк, грамматика, смысл - все нехорошо, все находит критику ученого мужа. Между ними состоялся любопытный разговор:

Послушай, ты училась где-нибудь?

- А как же? Я в пансионе фон Мебке кончила...

Т.е. муж даже не знает, где училась его жена, настолько это было неважным. Кстати, пансион - это заведение, приближенное по своей программе к Институту благородных девиц. Манеры, музыка и прочие "необходимые" знания. Впрочем, там давали и основы точных наук.



В общем, раскритиковал он свою Лидочку так, что та совсем расстроилась. Но вот и подошло время обеда. Иван Петрович подобрел от еды и выпитого. Между тем жена все еще переживает:

- Это мать виновата! - говорит она, вытирая слезы салфеткой. - Все советовали ей отдать меня в гимназию, а из гимназии я наверное бы пошла на курсы!

Курсистки - это были практически революционерки. Вели себя вольно и сами зарабатывали, в основном преподавали. Иван Петрович совершенно не одобряет такого:

- На курсы... в гимназию... - бормочет Сомов. - Это уж крайности, матушка! Что хорошего быть синим чулком? Синий чулок... чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так, середка на половине, ни то ни сё... Ненавижу синих чулков! Никогда бы не женился на ученой...

Глядя, как жена "приготовляет салат", он совсем расчувствовался и уже не рад, что "обескуражил" супругу:

Быть может, тысячу раз правы те, которые говорят, что женское недомыслие зиждется на призвании женском... Призвана она, положим, мужа любить, детей родить и салат резать, так на кой чёрт ей знания? Конечно!

Вспоминается ему при этом, как умные женщины вообще тяжелы, как они требовательны, строги и неуступчивы, и как, напротив, легко жить с глупенькой Лидочкой, которая ни во что не суется, многого не понимает и не лезет с критикой. С Лидочкой и покойно и не рискуешь нарваться на контроль...

Нельзя иметь все сразу, успокаивается Иван Петрович:

«Что ж? - думает Сомов. - Захочется поболтать об умном, пойду к Наталье Андреевне... или к Марье Францевне... Очень просто!

Вот такие дела. "Женщина может из ничего сделать шляпку, салат и скандал" - эта фраза известна так давно, что никто уже и не помнит, то ли это французская поговорка, то ли это сказала Шанель. Но судя по тому, что Чехов написал целый рассказ, следуя логике этой фразы (только вот про шляпку не упомянул), то русские мужчины вполне были солидарны с поговоркой. И выбирали именно таких. Да и сегодня - многое ли изменилось? По-прежнему мужчины сторонятся умных женщин) Согласны?

общество, рассказ, образование, рассказы, брак, книги, женщина, классика, семья, эмансипация, отношения, чехов, феминизм, литература, мужчины и женщины

Previous post Next post
Up