Валерий Карбалевич
Сильный делает то, что может, а слабый терпит то, что должен.
Фукидид
Визит госсекретаря США Майка Помпео в Белоруссию - знаковое событие. Последний раз американский государственный деятель такого уровня посещал Белоруссию в 1994 году. Это свидетельствует о том, что процесс нормализации отношений между двумя странами приобретает ускорение.
Важно обратить внимание, что М. Помпео, кроме Белоруссии, посетил Украину, Казахстан и Узбекистан. Этот вояж призван продемонстрировать, что США готовы вступить в конкуренцию с Россией и Китаем за влияние в регионе Восточной Европы и на постсоветском пространстве.
После некоторого перерыва США вернулись в наш регион. Это произошло после Крыма. Так США среагировали на силовые действия России против Украины. Но не только. Активность Китая в Восточной Европе тоже вызывает озабоченность в Вашингтоне.
США уже весомо присутствуют в Украине, наращивают свое влияние в Польше, странах Балтии, особенно в военном плане.
А вот Белоруссия до сих пор была своеобразным вакуумом с точки зрения влияния США. Потому что белорусско-американские отношения находились в состоянии конфликта, который до сих пор не завершен, из-за ситуации с демократией и правами человека в Белоруссии. Кроме того, на Западе вообще, и в США в частности, нашу страну рассматривали не столько как самостоятельного международного субъекта, а как сателлита России.
Иначе говоря, на Белоруссию в Вашингтоне смотрели как на геополитическую провинцию, дальнюю периферию, как на страну, находящуюся на «неправильной стороне истории».
Все изменилось после Крыма. С одной стороны, США обратили серьезное внимание на регион Восточной Европы. С другой стороны, Белоруссия не поддержала Россию в ее конфликте с Украиной и Западом, дистанцировалась от союзника, заняла позицию нейтралитета и начала процесс размораживания отношений с Западом. Вопросы ценностей ушли на второй план внимания Запада, их вытеснили проблемы геополитики.
В итоге Вашингтон и Минск начали делать осторожные шаги навстречу друг другу. США ввели мораторий на санкции в отношении Белоруссии.
Политика России по «принуждению к интеграции» Белоруссии ускорила этот процесс. Оказавшись под сильным давлением Москвы, Минск ищет поддержку, другие точки опоры в мире, чтобы иметь коридор возможностей, поле для маневра. И время от времени кое-что находит.
Так, в декабре прошлого года в момент острых переговоров А. Лукашенко и В. Путина Китай выделил Белоруссии кредит в размере более $500 млн. Это был политический жест, явившийся косвенной поддержкой официального Минска в его противостоянии с Москвой, ясным сигналом, который должен засвидетельствовать, что Китай заинтересован в существовании независимой Белоруссии.
В такой момент и поддержка американцев для Минска очень важна. Вашингтон на это среагировал. В августе 2019 года совершил визит в Минск советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, в сентябре - заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Дэвид Хэйл. Находясь здесь, они всячески подчеркивали поддержку белорусского суверенитета. На это акцентировал внимание и М. Помпео в ходе своего визита.
В свою очередь, 6 января министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей в телефонном разговоре с государственным секретарем США Майком Помпео осторожно поддержал Соединенные Штаты в их конфликте с Ираном. Это особенно важно потому, что Россия, наоборот, выступила в поддержку Тегерана.
Возникла странная, парадоксальная, ситуация. От главного союзника Белоруссии (России) исходит реальная угроза ее независимости. А в защиту белорусского суверенитета выступает государство (США), долгое время считавшееся основным врагом.
Но чтобы стать действительным конкурентом за влияние на Белоруссию, одних заявлений со стороны США и активизации контактов, в том числе и на высоком уровне, недостаточно. Нужны какие-то конкретные действия. К России Белоруссия привязана экономически. Китай готов залить нашу страну кредитами, хоть и связанными. А что может предложить США?
Визит М. Помпео пришелся на острую фазу белорусско-российского кризиса, в момент нефтегазовой войны. Госсекретарь этим воспользовался. Хотя он и предупредил, что Вашингтон не ставит вопрос о выборе для Белоруссии между США и Россией, но, тем не менее, заявил: «США хотят помочь Белоруссии создать свое суверенное государство, и наши производители энергоресурсов готовы обеспечивать вас необходимой нефтью на 100 процентов по конкурентным ценам. Мы самый крупный производитель энергоресурсов в мире, и все, что вам нужно, - сказать нам и обратиться к нам»
На фоне конфликта Белоруссии с Россией это прозвучало довольно резонансно. Возможно, это самое важное из того, что заявил М. Помпео в Минске.
Очевидно, что практическая реализация этого предложения госсекретаря довольно проблематична. И не только из-за того, что цена нефти, привезенной из-за океана, будет дорогой. Дело еще в том, что концерн «Белнефтехим», занимающийся импортом нефти, находится под американскими санкциями. И хотя сейчас введен мораторий на их применение сроком на полтора года, американские нефтяные компании с осторожностью и недоверием относятся к фирмам, в отношении которых введены санкции. Дескать, с такими токсичными структурами лучше не связываться.
А вопрос о снятии санкций М. Помпео увязал с улучшением ситуации с демократией и правами человека в Белоруссии. Эти санкции введены в США законом («Акт о демократии в Белоруссии»), принятым конгрессом. Поэтому в данном вопросе администрация Д. Трампа ограничена в своих действиях, даже если бы она и хотела пойти навстречу официальному Минску.
Иначе говоря, белорусский авторитарный политический режим является жестким ограничителем на пути сближения Белоруссии с Западом. В том числе и по этой причине попытки А. Лукашенко шантажировать Россию своими контактами с США и ЕС не слишком удаются.
Ведь, строго говоря, и Россия оказалась перед определенным вызовом на белорусском треке. В белорусско-российских отношениях 30 лет функционировала схема: геополитическая лояльность в обмен на экономическую помощь. Или, говоря по-другому, нефть и газ по льготным ценам в обмен на поцелуи. Если теперь Россия отказывает в экономической помощи или резко ее сокращает, то чем будет обеспечиваться геополитическая лояльность Белоруссии? Видимо, в Кремле посчитали, что пока сохраняется режим А. Лукашенко, Белоруссии некуда бежать с подводной лодки.
Наверное, по большому счету, такой расчет верен. Это еще один из выводов по итогам визита М. Помпео.