Военный обозреватель Александр Алесин: "В начале 2020 года истекает срок полномочий армянского председательства в ОДКБ. Прежний генсек ОДКБ Юрий Хачатуров снят с должности и арестован, Армения предлагала назначить другого представителя страны на пост генсека. Однако все остальные страны-члены ОДКБ не согласились с таким подходом, сославшись на то, что за оставшееся время он не успеет даже ознакомиться с ситуацией в каждой из стран.
Лукашенко тогда предложил назначить на должность генсека Станислава Зася (к Белоруссии по очереди переходит председательство в ОДКБ в начале 2020 года). Решения в ОДКБ принимаются консенсусом, однако Армения отказалась от предложенного варианта. Тогда решили выбирать генсека по подписи: Зась должен был посетить все столицы стран-участников ОДКБ, переговорить с руководством стран и министрами обороны и получить соответствующее согласие на его назначение.
Тем самым соблюдался принцип консенсуса.
Если страна-член ОДКБ не согласна с решением, то она вправе не выполнять его. Если Армения не подписала Зася, то все исходящие от него технические и управленческие решения (стратегические решения принимают главы государств) может не выполнять. То есть, Армения блокирует работу апарата ОДКБ.
В этом случае ОДКБ решила не поддаваться на шантаж Армении. Хотя прежний генсек Юрий Хачатуров арестован,
формально Армения держит место генсека за собой.
Это называется саботажем. Армения вообще проводит самостоятельную политику. Недавно в стране организовали семинар по орандевой революции, на который пригласили оппозицию из России. На официальном уровне Россия не отреагировала, но российская пропаганда очень болезненно отреагировала на действия своего союзника. Армения находится под патронатом США и ведет двойственную политику, хотя и декларирует, что является союзником России и членом ОДКБ.
Юридически Белоруссия никак не может “уесть” Армению. Даже помощь всех остальных стран-участников ОДКБ не поможет: решения принимаются консенсусом.
Деятельность ОДКБ во многом парализуется. Хотя главы государств вправе принимать любые решения, министры обороны вправе составлять любые планы учений, затрудняется техническая реализация решений и мероприятий".