Любое высшее заведение - достаточно любопытная сама по себе структура. С одной стороны, оно должно в концентрированном и в максимально доходчивом виде передать студентам веками накопленные знания, а, с другой, - ни на шаг не отставать от мирового прогресса. И если с первым (я надеюсь) у нас еще более-менее все в порядке (то, что мы давно не входим в лидеры по уровню университетов, спишем на недостаток рейтингов), то со вторым намечаются все большие и большие проблемы. Наука наша, похоже, все больше и больше становится закостенелой, к реалиям современного мира не приспособленной. Собственно, отсюда и возникают все проблемы и с недостаточностью цитирования, и с элементарным незнанием языков, и с полнейшей неинтегрированностью в мировую науку.
Не нужно быть каким-то там специалистом с ученой степенью, чтобы понять чудовищную глубину нашего отставания. С одной стороны мы видим Массачусетский технологический институт, который для всех желающих выкладывает целые дистанционные курсы (бери - не хочу), мы видим британское астрономическое общество, которое через Интернет открывает доступ любому человеку из любой точки земли к данным своих телескопов в Австралии и на Гавайях, и мы видим нашу высшую школу, главной целью которой в последнее время стал бюрократизм и создание кумиров. Да-да, авторитет у нас до сих пор определяется не только (и, будем уж до конца честны - не столько) вкладом в собственно науку, как тем, сколь долго ты, например, занимаешь ту или иную должность. Можно даже просто административную.
Не верите? Вот, к примеру, МГУ, в котором не так давно
открыли зал с барельефами «выдающихся ректоров». Пока в нем всего три барельефа, но зато какие! Рядом с Несмеяновым и Петровским (к ним-то претензий как раз нет) расположился барельеф величайшего ученого современности, кого бы вы думали? - Виктора Садовничего.
Что же такого фундаментального для науки он создал? Не могу судить, не специалист в узкой научной его области, но выпускники самого МГУ (например,
solipsistka), в этом
резонно сомневаются.
И вот черт бы с ним, с этим барельефом, если бы подобная закостенелость, подобное стремление поклоняться авторитетам, не видя и не воспринимая ничего нового, формальный и бюрократичный подход не проявлялся буквально во всем. Даже такое простое дело, как ведение ректором Твиттера, и то
не смогли организовать. Что, у нас не осталось в МГУ ни одного специалиста, который смог бы разобраться с назначением и функционированием системы, в которой легко ориентируется любой школьник?
О какой популяризации науки мы вообще говорим? О какой открытости и народном просвещении? Обычная закрытая структура с непонятными целями и назначением. Странно, что они до сих пор еще продолжают учить студентов.
Хотя нет, если не будет студентов, кто же тогда будет почитать авторитеты? Вот только высшее образование, как мне кажется, во всем мире создается совершенно не для этих целей.