язык, как земля, хранит в себе вековую быль. можно откопать в его наслоjениях, к примеру, сведения об изменениях климата (разве что без дат). понятно, что планетарные события видоизменяют язык-народ, расщепляют-раздевают на части (этны-колонии) или смешивают их, кодируют истории в сколы-мифы и сохраняют в сказочных сводах.
если порыться как следует, можно дойти и до языческого едра - "первопоследнего" слова - того алтаря, хранящего в себе начало всего будущего.
его сколочным образом у слован-русских (да и этруских) выступает алатырь или ентарь-камень (у хрестьян, кроме прочего, - баблия).
что хранил в себе ентарь-камень? первослово - это первопоследняя форма, в форме холодного камня - мёртвом (морфо) - есть живое зерно (sёрна, corns-корни), in forma. в коло есть колъ, в канте - ант, в коне - онъ. (первопоследнее слово - это и аз-и/или-я? уд-род ваяет, форма удваивается).
formica - мурашка, муравей - "мёртвая" букашка, буква. язык - как муравейник, море блуждающих бук, лес, горы балясничающих азов. на дне моря-азбуки стоит быкъ-волъ, end (энто) - вершокъ.
то есть едро ентарного слова - буква (bug-letъ). или знак, или спящее морфо-зерно. но и в зерно-зЪно, в семя-корень, в чело вселён свой кол-осен, своё едро. оно - Ъ неизъяснимый - informica, информация о возможном колосе.
о оглашает ъ, зерно есть с-Ъ, семя есть с-имя, сведения есть с-wедо, wедо-имя есть
Ъ, ёръ, ёгъ, ёжъ - коломышль, иглокот и гнат. он (незнатный-знающий) укрыт в мёрфвом-мураше (кощее), заключённом в ери-ереси, ентарном яйце - собственной херхве, орде, чеке, клети, соте, секте (inseco), избе, тенёте - во избежание опасного (dange) ожога.
оно - непроизносимое волошебное слово - ентарной (еректронной) силой (лов) поднимает волосы, тянет, движет, утверждая мягкое пърочным, создаёт всему форму, за которой скрывается - в каждом, в ежекоде.