Originally posted by
zadumov at
Советско-британское сотрудничество ЧК-ОГПУ-МГБ-НКВД-КГБАнглийская школа для советских диверсантов
06 февраля 2014, 09:00
Павел Пряников Share on emailShare on print Управление специальных операций. Фото:
paulletters.comВо время Великой Отечественной войны британцы обучали советских агентов, а затем через Лондон забрасывали их в Европу
Помощь союзников Советскому Союзу во время Второй мировой не ограничивалась только поставками по ленд-лизу и открытием второго фронта в 1944 году. К примеру, Англия активно помогала СССР разведывательными данными, а британские специалисты обучали советских диверсантов.
Подавляющая часть документов о таком взаимодействии разведывательных служб Англии и СССР до сих пор находится в архивах спецслужб под грифом «совершенно секретно». Так, советский разведчик Геворк Вартанян (о нем подробнее речь пойдет ниже) упоминал, что документы по Тегеранской конференции 1943 года открыты только на треть, еще одна их треть будет рассекречена в 2017 году, а последняя треть, видимо, не увидит свет никогда.
В связи с тем, что Вторая мировая началась для Англии на год раньше, чем для СССР, Лондон первым создал секретную организацию, отвечавшую за разведку в тылу врага и диверсии. Она получила название Управление специальных организаций (УСО). В УСО к концу войны числилось 13 тысяч разведчиков и диверсантов. Для сравнения: в СССР в НКВД (с 1943-го - НКГБ) в таких отрядах к концу 1944 года было 25 тысяч человек (они и составляли костяк партизанского движения).
Английское УСО курировало 1 млн партизан на всем европейском пространстве - от движения Сопротивления во Франции и норвежских антифашистских отрядов до польских партизан, восточной границей деятельности которых была Волынь на Украине и западная Белоруссия. В дополнение к УСО подрывной деятельностью на территориях, оккупированных немцами и их союзниками, занималась и английская разведка МИ-6. В ней число диверсантов достигало шести тысяч человек.
Несмотря на серьезные идеологические разногласия, УСО и МИ-6 и НКВД-НКГБ (за партизанское движение и диверсии отвечало 4-е Управление комиссариата) сотрудничали по многим направлениям. Более того - и это одна из самых малоизвестных страниц Второй мировой - англичане на территории СССР вели подготовку разведчиков и диверсантов из числа сотрудников НКВД.
Для подготовки советских диверсантов в Москву был направлен небезызвестный Джордж Хилл. Известен он был тем, что в 1917-1919 годах возглавлял английскую шпионскую сеть в Москве и центральной России (по всей стране за шпионаж отвечал Брюс Локкарт). В биографии Хилла, пока он находился в России, были даже такие удивительные факты, как операция по доставке румынского золотого запаса из Москвы в Бухарест. Он также успел по поручению Льва Троцкого поруководить московским железнодорожным узлом в ноябре-декабре 1917 года (в частности, именно благодаря Хиллу советскому правительству удалось предотвратить всеобщую забастовку профсоюза железнодорожников; впрочем, это отдельная история). О своем пребывании в России в качестве разведчика он написал документальную книгу «Моя шпионская жизнь».
Выдвижению Хилла на пост представителя МИ-6 в Москве способствовал премьер-министр Уинстон Черчилль, протежировавший разведчику еще со времен Первой мировой и присвоивший ему звание бригадного генерала. Несмотря на роль Хилла в «заговоре Локкарта», Москва и лично Вячеслав Молотов согласилась его принять в качестве представителя британской разведки. «На Лубянке учитывали и мои просоветские настроения, и помощь молодому советскому государству осенью 1917 года», - позднее вспоминал Хилл. Советский разведчик в Англии Ким Филби позже заметил в своих мемуарах: «Русские приняли это назначение с восторгом. Они знали о Хилле все».
Британский разведчик приехал в Москву в конце 1941 года. При заполнении в посольстве СССР в Лондоне въездных документов он без утайки отразил свою прошлую деятельность в нашей стране и даже представил книгу своих мемуаров.
В Москве в рабочую группу, которая состояла из десятка опытных разведчиков с советской и английской стороны, сопредседателем, наряду с Хиллом, вошел бывший резидент НКВД в Нью-Йорке, а затем - заместитель начальника внешней разведки Гайк Овакимян. Он был представлен Хиллу как генерал Осипов (хотя, как позднее признавался Хилл, англичане знали подлинное имя Овакимяна, но не подавали вида). В 1943 году Овакимяна сменил начальник англо-американского отдела внешней разведки Андрей Граур, который до этого был заместителем Ивана Чичаева в миссии связи с британской разведкой в Лондоне.
Геворк Вартанян. Фото:
voin-net.ru Но УСО и МИ-6 были не единственными английскими организациями, легально работавшими в СССР во время Великой Отечественной. Уже накануне войны англичане обговаривали условия помощи СССР со стороны британского министерства обороны. Так, 21 июня 1941 года посол Великобритании в Москве Ричард Криппс сообщал советскому правительству:
«Я уже договорился с начальником генштаба Диллом о том, что в случае нападения Германии на СССР из Лондона в Москву в самом срочном порядке будет отправлена военная миссия для передачи вам опыта войны с Германией. Столь же срочно прибудет и миссия экономических экспертов в целях налаживания хозяйственной координации между обеими странами. Люди, которых в данных условиях послала бы Англия, были бы людьми «первого ранга», могущими решать большинство вопросов на месте. Британское правительство не допустит никакого промедления в оказании СССР (в случае нападения на него Германии) той помощи, на которую оно будет способно».
Как видно из даты сообщения, оно было составлено за день до нападения Германии на СССР. Криппс этим посланием давал понять Сталину и Молотову, что Англия нисколько не сомневается, что вторжение немцев в Советский Союз состоится.
Английская миссия, как и обещал Криппс, прибыла в Москву уже в первые дни после нападения Германии на СССР - 27 июня 1941 года. В ее составе были с военной стороны - генерал-лейтенант Мэсон Макфарлан, контр-адмирал Майлс, вице-маршал авиации Кольер; с экономической - Лоуренс Кадбюри, полковник Эксам, командор Уайбэрит и полковник Дэвис.
В беседе с Молотовым Криппс огласил несколько пунктов условий работы английских советников в Москве:
«Члены военной миссии должны войти в контакт с представителями советских военных кругов, причем английская военная миссия будет независима от советского Генштаба. Экономическая миссия должна будет установить контакт с Микояном (в это время Анастас Микоян был председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА - РП), и будет работать под его руководством».
Здесь снова придется напомнить о большом количестве и сегодня засекреченных документах времен Великой Отечественной, а потому однозначного ответа на вопрос, так принимали ли участие английские советники в военном и экономическом управлении Советским Союзом, дать нельзя.
Но вот из воспоминаний Дорджа Хилла известно, пусть и не подробно, что английские разведчики в СССР готовили диверсантов для заброса в тыл немцам. Хилл упоминает, что он и его люди принимали участие в работе на базе подготовки разведывательно-диверсионных отрядов под Можайском. Этой базой руководил один из самых известных советских диверсантов Павел Судоплатов.
Хилл пишет о дальнейшей судьбе советских диверсантов, подготовленных англичанами: «В начальный период сотрудничества главное внимание уделялось работе по выброске с территории Англии агентуры советской разведки в Германию и оккупированные ею страны.
В первые месяцы 1942 года в Англию морским путем начали прибывать советские агенты-диверсанты, подготовленные Центром для заброски в немецкий тыл. Это были группы агентов от двух до четырех человек. Англичане размещали агентов на конспиративных квартирах и брали на полный пансион. В Англии они проходили дополнительную подготовку: тренировались в прыжках с парашютом, учились ориентироваться по немецким картам. Англичане взяли на себя заботу о соответствующей экипировке агентов, снабжении их продуктами, немецкими продуктовыми карточками, диверсионной техникой.
Всего с ноября 1941 по март 1944 годов в Англию было отправлено 36 советских агентов, 29 из которых были выброшены на парашютах с помощью английской разведки в Германию, Австрию, Францию, Голландию, Бельгию и Италию. Трое погибли во время полета и четверо были возвращены в СССР».
Джордж Хилл.
Чем конкретно занимались советские разведчики, подготовленные англичанами, на территории Европы, не известно. Их имена тоже нигде до сегодняшнего дня не упоминались. Когда будет рассекречена эта информация - тоже не ясно.
Небольшую ясность о том, как проходила подготовка англичанами советских разведчиков и диверсантов, дает в своих мемуарах Геворк Вартанян (книга Николая Долгополова из серии ЖЗЛ «Вартанян», основанная на интервью с советским разведчиком).
Вартанян с 1941 года был резидентом НКВД в Тегеране (так называемая группа «Легкая кавалерия»). Он, в частности, занимался выявлением и поимкой немецких агентов в Иране, готовивших покушение на лидеров СССР, Англии и США на конференции Тегеран-43.
Летом 1942 года его направили в английскую разведшколу в Тегеране (ей руководил полковник Спенсер). Советский разведчик вспоминает:
«Конспирация в школе - строжайшая, обучение парами, чтобы будущие агенты не знали друг друга. В школе была прекрасная профессионально поставленная подготовка. Английские агенты работали с нами, не жалея сил. Шесть месяцев меня учили тому, как проводить вербовки, шифровки и дешифровки, тайниковые операции. Двусторонняя связь, радиосвязь, фотографирование. Пожалуй, в те годы я бы нигде не смог получить такой серьезной подготовки. Британцы формировали из нас настоящих диверсантов. Мне это здорово помогло в дальнейшем. Такие давали основательные навыки! Я англичанам до сих пор благодарен».
Впоследствии Вартанян стал асом советской разведки, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В период Великой Отечественной войны советская и британская разведки активно взаимодействовали и на территории третьих стран. Так, в Афганистане резидентуры НКВД и МИ-6 провели успешную совместную операцию по разгрому «Мародеров». Под этим псевдонимом проходила агентурная сеть немецкой разведки, действовавшая в военные годы в этой стране.
Менее известна и совместная операция НКВД-НКГБ и УСО и МИ-6 по выявлению немецких и японских диверсантов в Индии и Бирме. Об этом в своих воспоминаниях упоминал Джордж Хилл, уточняя, что для этой операции готовили «восточных советских диверсантов - таджиков, армян». Вартанян в интервью тоже упоминал, что выпускников английской разведшколы в Тегеране посылали затем в Индию. Больше подробностей об этих совместных акциях советских и английских спецслужб нет.
В открытом доступе есть только отрывочные сведения о совместной работе советских и английских разведчиков в годы Второй мировой. Пока закрыты архивы спецслужб, мы не можем даже с точностью говорить, шпион или разведчик тот или иной диверсант или руководитель партизанского отряда. Или двойной агент. Или даже тройной - как сегодня выясняется это про легендарного Рихарда Зорге, который кроме советской разведки (известный факт) работал и на немецкую военную разведку (факт полуизвестный) и на американскую (факт почти не известный). А как при отсутствии всей полноты информации превратить белые пятна истории в черные, мы все увидели на примере недавнего пресловутого опроса на сайте одного телеканала.
Подробнее
http://rusplt.ru/world/razvedka-Angliya-SSSR-7883.htmlhttp://rusplt.ru/world/razvedka-Angliya-SSSR-7883.html Один из самых больших приколов в этой статье - автор. Старообрядец Павел Пряников. ))) Разумеется, левых убеждений. Русских считает смешными зверьками.