Эталон чеченской женщины…
Чеченцы всегда придавали большое значение женщине - хранительнице домашнего очага. Она полновластная хозяйка дома, но, свободная от тяжелых и опасных работ, всецело посвящающая себя семье, воспитанию детей.
От ее мудрости и дальновидности зависит многое. «Воспитывая мальчика - воспитываешь мужчину, воспитывая девочку - воспитываешь нацию», - гласит народная мудрость вайнахов.
Нугират Хунарикова одна из тех, чье мужество и благородство, стойкость духа достойно самого высокого уважения. Она жительница села Ведучи Итум-Калинского района Чечни.
На ее веку было немало тяжелых испытаний духа, воли, характера, однако, Нугират с честью выдержала их, прошла и «огонь, воду и медные трубы».
Родилась Нугират в 1910 году в с. Шарой Шаройского района. Выросшая на чеченских традициях, смуглая и статная красавица не засиделась дома. Ее засватал высокий и видный мужчина из ее же села - Бисолта Алиев. В то время, не то, что в селе, но и во всем районе было очень мало образованных людей, но одним из них был ее избранник. Наверное, тогда многие сверстницы даже завидовали ей. Красавица Нуригат, высокий и стройный Бисолта - были прекрасной парой, к тому же, жили по тем временам неплохо, и как говорится душа в душу. Радость в дом принесли и родившие девочки - близняшки. Потом родилась Басрат - третья дочурка,
которая не огорчила ждавшего
наследника отца.
Недолго радовалась семья Алиевых, в 1944 году началась депортация чеченского народа. Многие говорили Нугират, что ее семья не пропадет, так как его муж знает русский язык. Знание языка, Бисолтом, стало спасением и для всех чеченцев, находившихся вместе с ними в вагоне. Он на каждых стоянках умудрялся доставать еду для спецпереселенцев.
Как она рассказывала, дорога была длинной и кошмарной. Это был настоящий ад. Молодые девушки, невестки стыдясь старших, свекра, свекрови и других родственников изводили себя. Почти на каждой стоянке выносили мертвых, умерших от холода, голода и болезни, закапывали в снег, если успевали.
По дороге в Казахстан у семьи Алиевых умирают одна за другой близняшки. Остается одна дочурка Басрат, которой было 4 года. По приезду в Казахстан Нугират слегла и нуждалась в посторонней помощи. Тогда было решено, что дочь останется с отцом, а Нугират пока не выздоровеет, будет со своими родными. Ее мучила лихорадка, и местные жители посоветовали дать ей мясо ежика, брат сделал так, как посоветовали, и это стало спасением для больной. Потом она попросила своего брата привезти ей дочь. К сожалению, он не застал свою племянницу. Возвратившись, домой, он долго не мог сказать сестре, что ее дочери больше нет. Чуть погодя умирает и Бисолта. В то время Нугират думала, что для нее мир рушился и жизнь закончилась.
Она и предположить не могла в то время, что место Бисолты кто-то займет. Прошло семь лет, она и слышать не хотела о замужестве. Было много предложений, но сватам от овдовевшего Ибрагима Хунарикова из Ведучи Итум-Калинского района, братья Нугират, не могли отказать, так как он был из самых почитаемых и достойных людей тейпа Хачарой. Женщина, потерявшая своих троих детей, стала родной для четверых чужих, нуждающихся в материнском тепле.
В 1952 году в семье Хунариковых рождается сын - Хамид, в 1954 году - сын Супьян, в 1957 году - Ризван. После рождения дочери Липы, в 1960 году их семья возвращается на Родину, только старшая дочь Айшат со своей семьей остается на второй родине. Возвращающиеся из депортации люди селились на равнине, так как горные районы ЧИАССР, Советской властью были практически закрыты для населения. Семья Хунариковых решила обосноваться в нынешнем селе Садовое Грозненского района. После того, как дали разрешение для возвращения жителей в горные районы, Ибрагим со своей семьей переехал на постоянное место жительство, на место обитания своих предков - в село Ведучи Итум-Калиского района. Старшие сыновья Султан Хунариков, Харон Хунариковы и дочь Маймунат Батаева решили остаться в селе Садовое со своими семьями. После возвращения на родину, у Ибрагима и Нугират родились еще две дочери Таус и Абдат. Было очень трудно заново обустраиваться, но радовало, то, что наконец-то восторжествовала справедливость, и люди могли полной грудью вдыхать горный воздух на земле предков. Многое пришлось пережить и холод, и голод и унижение. Выросли дети, сыновья поженились.
Как рассказывает сноха-жена Абдулхамида, она пришла в этот дом совсем молодой и глупой девчонкой.
- Нана никогда ни меня, ни других снох, ни в чем не упрекала, хотя было много поводов, и поругать, и понервничать Она с добротой и лаской давала советы, учила как стать хорошими хозяйками, матерьми и снохами. Благодаря мудрости, терпению и опыту Наны, мы как сестры живем дружно, помогая друг другу,- отметила Жансари.
За советом к Нугират ходили почти все женщины села. Они делились с ней со всеми своими проблемами и обидами. Для каждого из них у нее находилось и доброе слово и совет. Благодаря мудрости этой женщины, сохранились и многие семьи, бывшие на грани развода. А к хозяину дома обращались люди и со всего района, так как он был богословом и одним из старейших жителей. Про него говорили: «Хьунарк Ибрахьим-бусулба динца волуш вуьзин Къонах ву, стаг лелачаьх-дош лелаш ву». Много радостных хлопот принесли родившие: 9 внуков и 21 внучек. В 1986 году не стало хозяина дома. Ибрагим и Нугират вместе прожили 36 лет. Вот тогда и согнулась величественная Нугират, которая казалась всем такой сильной.
С тех пор утекло много воды. На долю Нугират, как и на всех чеченцев выпало испытание ужасов двух войн.
Необходимо отметить, что уже в преклонном возрасте Нугират дважды совершила Священный Хадж, и благодарила Всевышнего, что дал ей здоровье исполнить один из столпов Ислама. Также с болью вспоминала, что его покойный муж так и умер, мечтая совершить Хадж. Хадж из семьи Хунариковых совершили все сыновья и не один раз, а также дочь Абдат и сноха Малисат. (Дала къобал дойла цера Хьаж).
Раньше нее из жизни ушли трое старших детей: Султан, Маймунат и Айшат (Дала геч дойла царна). Из старших остался Харон - 80 лет, вырастивший 8 детей. Самый младший Супьян живет в родословном селе Ведучи, является уважаемым богословом и служит имамом в сельской мечети. Дочери все замужем и имеют свои семьи. Последние несколько лет она жила у сына Абдулхамида Хунарикова в селе Садовое Грозненского района и радовалась, что у нее 7 детей: 44 - внуков, 78 правнуков, 25 праправнуков.
- Какого большего богатства можно желать на старости лет. Я считаю себя очень богатой, - сказала она.
Ни одного дня не проходит, чтоб кто-то не гостил у Нугират. По праздникам у бабушки собирается вся родня. Особенно правнуки любят бабушку, а она души в них не чает.
Самым большим горем на старости лет, Нугират, считала преждевременную смерть, при родах, 43-летней снохи и внука (младшего сына Ризвана) - которые умерли из-за недобросовестного и халатного отношения врачей (у нее остались четверо детей: старшему-24, а младшей-14). Но любимый внук Зелимхан, погибший в возрасте 29 лет затмил все. Она со скорбью и с гордостью поведала, что его внук - младший сержант милиции был заместителем командир роты патрульно-постовой службы милиции отдела внутренних дел по Шатойскому району Чеченской Республики.
- Шестнадцатого июля 2008 года, в 00:15 в дежурную часть ОВД по Шатойскому району поступило сообщение местной гражданки о том, что двое неустановленных лиц совершили поджог ее домовладения. Буквально через несколько минут, на место происшествия выехала специальная оперативная группа и взвод огневого прикрытия ОВД по Шатойскому району, которые по пути следования на место происшествия, при въезде в н.п. А-Шерипово были обстреляны неустановленными лицами из автоматического оружия и подствольного гранатомета. При исполнении служебного долга от полученных огнестрельных ранений и скончался его внук. (Дала геч дойла цуна). У Зелимхана осталась красавица - жена Иман -27 лет и трое детей: Хава -5 лет, Адаму - 4, и Ибрагиму - 2 года.
-Глядя на них, вся душа разрывается, в чем виноваты они, и как объяснить этим малышам, что отец никогда не вернется домой и не прижмет их к своей могучей груди, - еле сдерживая слезы,- рассказывала она.
К сожалению, в январе 2013 года в возрасте 102 лет не дожив до своего 103 -летия Нугират ушла из жизни (Дала гечдойла цуна).
На похоронах «мачехи» Харон с глубокой скорбью отметил, как дорога была им Нугират.
- Прошло около 60 лет, как она вошла в наш дом. Он создала такой климат, уют в нашем доме. Отец у нас был богословом, строгим и не баловал нас. Для нас он - «Эла»-«царь», а был возвышен он мудростью нашей матери. И хочу отметить, не кривя душой, что нам - детям, оставшимся без родной матери, она не дала ни разу повода усомниться в ее искренности по отношению к нам. Мы все скобим по поводу ее смерти. Дала геч дойл цуна, - сказал Харон Хунариков. Еще много добрых слов было сказано в ее адрес.
Здесь на похоронах один из родственников мужа отметил,: «Кхул оьзда йолуш, яхь а, денал а, къонахчола долуш нус тхан тайпан т1аьх хила а яц. Дала геч дойла Нугиратан!»
Завершить хочу строками Умара Яричева:
И в час, когда за синеву Башлама уходит солнце, уступая мгле,
Твоя тревога - искупленье, мама,
За все ошибки наши на Земле.
Шукран Якумова