Гордон Ньюфелд - канадский психолог и психотерапевт, последователь attachment-родительства, сформулированной Джоном Боулби (John Bowlby) еще в 70-е годы прошлого столетия. У Ньюфелда
целый институт есть (его же имени) где проводят разные треннинги для родителей. Ну и конечно куча ДВД.
Совершенно случайно мне попалась его книга. Поскольку я любопытная, да и в теории аттачмента (или еще говорят альфа-парентинг) мне кажется что есть зерна истины, я села ее читать.
Рассказываю. Во-первых, в книге совершенно нет обьяснения теории, т.е. предполагается что читающий уже знаком с базовыми понятиями (деревня привязанностей, слезы тщетности, и т.д.). Во-вторых, три четверти книги автор пугает читателя ужасами когда ребенок привязывается к ровесниками но не к родителям.
Собственно, основная идея книги, в том, что в современном мире большая часть детей равняется (привязывается) на ровесников, по тем или иным причинам (недостаток времени у родителей, повальное желание пораньше социализировать ребенка и сделать его самостоятельным, распространение новейших информационных технологий и т.д.). И как результат массовости этого явления - детская\подростковая агрессивность, гиперактивность, ранние сексуальные отношения, непослушание, закрытость детей и т.д. Одним словом все беды - именно отсюда. Ньюфелд говорит, что родительство не должно быть тяжелым, оно становится таким, когда ребенок не привязан к родителям, и оно будет легким и естесственным, когда привязанность крепка.
Как же ее культивировать? И как изменить если ребенок уже сорентирован на ровесников? Если вам лень читать всю книгу, ныряйте под кат, там я сделала "пометки на память" - выдержки из последних глав книги, где Ньюфелд дает полезные советы.
1. Начинайте общение благожелательно
Чем старше становятся дети, тем больше вероятность, что мы бу¬дем вступать в общение с ними, только когда что-то идет не так. Эта тенденция начинает проявляться в активном ходунковом возрасте, когда родители все больше стараются уберечь ребенка от неприят¬ностей. Согласно одному исследованию, как только ребенок начина¬ет ходить и находится в стадии активных исследований, девяносто процентов материнского поведения состоит из выражения любви. игрового общения и заботы, и только пять процентов направлено на запреты. В последующие месяцы происходит радикальный сдвиг. Из-за своего возросшего любопытства и импульсивности ребенок попадает во множество ситуаций, в которых родитель вынужден его сдерживать. В среднем, малыш в возрасте от одиннадцати до сем¬надцати месяцев сталкивается с запретами каждые девять минут1. Целью такого общения становится не завладеть ребенком эмоцио¬нально, но скорректировать или направить его поведение. Примерно в это же время, или чуть позже, мы даем отдых нашим инстинктам завладения. Точно так же, в мире взрослых период ухаживаний завершается, как только отношения прочно установлены. Мы начина¬ем воспринимать отношения как должное. Это может стать ошибкой во взаимоотношениях взрослых людей, но для детской привязанности - это катастрофа. Несмотря на то, что мы стоим на страже без¬опасности и благополучия детей, наша манера общения с ними по-прежнему должна оставаться теплой и располагающей, она должна побуждать их сохранять отношения с нами.
Особенно важно вновь привлекать к себе наших детей после периода разлуки.
Очень важно вновь привлекать к себе ребенка и после разлуки на время сна.
Когда наши сыновья были маленькими, один из на¬ших самых полезных обычаев носил название «утренний разогрев»-Мы отвели для этого два удобных кресла в нашем доме. Сразу после того, как мальчики просыпались, мы с Джой сажали их на колени, обнимали, играли и шутили с ними, пока у нас не устанавливался зрительный контакт, пока на наших лицах не появлялись улыбки, и пока они не начинали отвечать нам.
2. Дайте ребенку что-то, за что он сможет ухватиться
Если вы покажете ребенку, что он важен для вас, он будет держаться за мысль о том, что он особенный и что вы рады его присутствию в вашей жизни.
Физический компонент общения является ключевым для детей. Объятия созданы, чтобы удерживать детей с нами рядом, они согре¬вают ребенка еще долго после того, как мы перестанем его обнимать.
В деле привлечения наших детей, ключевыми факторами успеха являются проявление инициативы и неожиданность. Предложить что-то, за что можно ухватиться, в ситуациях, когда ребенок меньше всего этого ожидает - это самый эффективный прием.
3. Поощряйте зависимость
Когда малыш достаточно подрастет, предложите ему зависеть от вас, протянув руки, как будто хотите поднять его, и ждите реакции. Если его инстинкты привязанности успешно активированы, он ответит, поднимая руки, выражая тем самым желание близости и готовность зависеть.
Мы можем принять зависимость младенцев от нас, но по окончании периода младенчества нашей первой задачей становит¬ся развитие самостоятельности ребенка. Идет ли речь о том, чтобы наши дети сами одевались, сами ели, занимали себя, развлекали, самостоятельно думали или решали свои проблемы, суть от этого не меняется; мы стремимся к формированию их независимости - или того, что мы считаем независимостью. Мы боимся, что поощрять зависимость - значит поощрять регресс вместо развития, что, если мы дадим зависимости один палец, она проглотит всю руку. Но таким отношением мы не стимулируем развитие истинной самостоятель¬ности - мы формируем лишь независимость от нас. Зависимость передается группе ровесников.
Вы можете себе пред¬ставить, как отразились бы на наших ухаживаниях сообщения вроде: «Не ожидай, что я буду помогать тебе с чем-то, что ты можешь или должен делать самостоятельно»? Сомневаюсь, что такие отношения смогли бы окрепнуть. Ухаживая за кем-то, мы постоянно повторяем: «Слушай, давай я помогу тебе», «Я сделаю это для тебя», «С радостью сделаю то, что ты просишь», «Твои проблемы - мои проблемы». Если мы способны на это в отношениях с взрослыми, почему же мы не можем поощрять зависимость в наших детях, которые действи¬тельно нуждаются в опоре и поддержке?
4. Будьте для ребенка компасной стрелкой
Четвертый способ разбудить инстинкты привязанности ребенка -сориентировать его. Эта часть танца начинается, когда ребенок уже в наших руках. С того момента, как ребенок начинает зависеть от нас в своем ориентировании, мы должны взять на себя роль компасной стрелки и вести себя, как его провожатые.
Даже немного ориентации в начале дня может существенно помочь сохранению нашей с ними близости: «Вот что мы будем сегодня де¬лать», «Я сегодня буду там-то, сегодня должно случиться то-то...» «На вечер я планирую вот это...», «Я бы хотел, чтобы ты сделал вот то и вот это», «Давай покажу, как это работает», «Вот кто позаботится о тебе», «Вот кого ты можешь попросить о помощи, если будет нуж¬но», «Всего через три дня произойдет вот это...» И, конечно, важно ориентировать их в отношении их индивидуальности и значимости: «У тебя есть вот такая особенность...», «Ты - девочка, которая...», «У тебя есть способности к нестандартному мышлению», «У тебя насто¬ящий дар в том-то...», «У тебя есть качества, необходимые для...», «Я вижу, что ты добьешься успеха в...»
.....Ключ к возвращению ребенка - в том, чтобы дать обратный ход условиям, породившим ориентацию на ровесников. Нам необходимо создать пустоту привязанности, отделив ребенка от его ровесников, а затем занять эту пустоту самим.
.... Но в любых обстоятель¬ствах домашний арест, если его вообще стоит применять, сработает наилучшим образом, если родители используют его как возможность воссоздать отношения со своим ребенком. А это значит отказаться от тона и эмоций, связанных с наказанием.
....Отъезд ребенка на лето и его пребывание вместе с семьей, даже если эта семья не его собственная, часто становится отличным противоядием от нарастающего влияния ориентации на ровесников.
.....Помочь сохранить привязанность в разлуке: Вот примеры полезных техник, которые можно использовать, что¬бы помочь детям пережить неизбежное разлучение: дайте ребенку свое фото, особое украшение или медальон, напишите ему записку, оставьте какую-то вашу общую вещь, за которую ребенок может держаться, находясь в разлуке с вами, звоните ребенку в назначенное время, запишите на диктофон ваш голос с особенными песнями или сообщениями, оставьте ему что-то с вашим запахом, подарки, кото¬рые нужно открыть в определенный момент. ....Создайте ребенку ощущение непрерывности отношений - и вы снизите риск того, что вас заменят....Можете внести в свой список помощь других людей, которые будут напоминать о вас ребенку, когда вас нет рядом.
....Установите правила и ограничения на просмотр теле¬визора, пользование компьютером, телефоном, интернетом, на .элек¬тронные игры и на внеклассные занятия. Важнее всего ограничить доступ ребенка к средствам общения с ровесниками, особенно не¬формального общения, не регулируемого ответственными за детей
.....Чем больше вы отдыхаете от детей, тем слабее их привязанность к вам.
....Чем менее восприимчив ребенок к другим методам поддержания дисциплины, тем больше мы должны стараться это компенсировать, структурируя его жизнь. Правила делают мир ребенка предсказуемым - в этом помогают и ритуалы, и рутины.