Куча технических причин:
1. Издательства стали ориентироваться на "авторов" у которых издают одну-две книги. Практически не вкладывая в рекламу, отделываясь минимальными гонорарами.
Никакие Союзы Писателей с "негативными тенденциями" бороться и не пытаются. Каждый автор - за себя, отдельные Пелевины - довольно успешно даже, но - за себя.
2. В период распада Совка его Союз Писателей раскололся (к вопросу о слабости СП), причём - как бы не большая его часть - плавно переместилась с красной части политического спектра - к коричневой (к вопросу об уважении к писателям эн масс, как выражался проф Выбегалло).
3. В лихие нулевые, застой имени чекизма-путинизма, писательские массы - достаточно дружно ложились под режим, хоть он и не кормил их - как в застой брежневский. Разница между публично выражаемой позицией того же Лукьяненко в девяностые и лихие нулевые - к росту уважения к цеху (явление-то - массовое) - не поощряет. Мягко говоря. Но это - не об одних писателях, это - о деятелях искусств и даже спорта сказать можно.
---
Кроме технических причин, есть общий фон:
Когда цивилизация переходила от устных сказителей - к письменности, к библиотекам, поджигавшие библиотеки геростраты - не были аэдами! Да, барды - страшно страдали от перемен, вымирали они в своей Греции, практически. В результате смены эпох, смены моды. Сетовали на времена, обличали нравы молодёжи - как водится. Можно почитать - в античных источниках. Вот только найдите в этих источниках следы войн (политических, юридических - каких угодно) аэдов - с собственными слушателями, которые становились читателями (в современном смысле, издательств и авторского права - не было где-то до становления Римской Империи, т.е. авторы - ничего... кроме рекламы от публикаций - не получали).
Век назад театр, процветавший тысячи лет, со времён Древней Греции - начало вытеснять кино. Радио - транслировало (рекламировало) постановки, песни... да и книги зачитывались. Кино потеснило телевидение, кабельные каналы. Убытки "уходящих групп" были (не всегда, зачастую реклама - перевешивала). Но ни разу не вспыхивала война производителя контента с его конечным потребителем. Ни разу. За всю историю цивилизации! Дожили...
У читателя, "уходящего" от профессиональных писателей на самиздаты - может испортиться вкус. Писатель, воюющий со своим читателем (включая детей, прочий неплатежеспособный спрос, включая "прочитал полкниги - и долго плевался") - финансовых перспектив в профессиональной области - не имеет. Но имеет полное право творить бесплатно (в итоге - вымрет, если не опомнится; самиздаты останутся). Без массовой читательской поддержки, писатель становится очень уязвим. Вытирать об него ноги перестаёт быть неприличным и рискованным занятием (до лихих нулевых, аудитория ведь и "порвать" могла, самиздатовская аудитория - и сегодня - может ;)).
Originally posted by
zorich at
Писатель - презираемая профессия. Жалоба Вторая (плюс вопрос френдам)
Заметил, сейчас модно писателей презирать. "В нашей компании писателей кидают через половой орган!" - с самодовольной улыбкой объяснял мне намедни за бокалом вердуццо директор одной крупной игровой компании. Он имел в виду, что сценаристам в его компании платят мало, а будут платить еще меньше, ведь у компании увеличился доход. Сообщая это мне (кстати, писателю), мой собутыльник лучился искренней радостью, что твоя лампочка Ильича. Мол, слава тебе Господи! Жизнь удалась, проклюнулся домик в Черногории, почти выплачена трешка в Бирюлево, можно начинать презирать писателей! Еще пример: одна знакомая вислосисая шлюшка, курящая слушательница правдивой певицы Ваенги и до некоторого возраста трогательная в своей умственной незамутненности участница разномастных литературных конкурсов-"грелок", уж несколько лет оживляет застолья, а заодно и блоги, отточенным десятками повторений хрипловатым монологом "Как я ненавижу писателей! Как я их презираю!"
Меня всякий раз подмывает спросить, зачем же, при таком огорчительном отношении, она так часто общается с этими "писателями", в основном кстати женатыми, из смутительно-ласкательного хмельного коленопреклоненья? Но я молчу, конечно. Вообще, нашла кого презирать. Презирала бы лучше "ментов", как это принято в том социальном слое, откуда она происходит... Пример номер три. Бывший редактор журнала про компьютерные игры (журнал еще в прошлом году приказал долго жить), порядочный человек и душка, каждый раз при встрече, бриллиантово сияя взором, заявляет мне, что, по его мнению, "информация должна быть бесплатной", и "скоро вы, писатели, все перемрёте". Каждый. Факинг. Раз. Как будто речь идет о чем-то приятном, желанном. А встречаемся мы трижды в год, это минимум. И таких примеров у меня полные карманы!
Так вот я хожу-хожу по комнате и думаю. А чего это "они"? За что нас "презирать"? И сам себе отвечаю, вспоминаю про скопище причин. С одной стороны, конечно, девяносто девять процентов людей, которые называют себя "писателями", никакие не "писатели", а люди что-то когда-то написавшие (обычно это несколько слабых рассказов или ученических стихотворений, но бывает то и пара водянистых полуграмотных "романов", детективных или фантастических, одновременно безликих и тупосюжетных), и это написанное издавшие (хоть бы и за свой счет, или как бы не за свой, но за гонорар).
Называть всех этих милых и ужасающе малочитающих господ и дам "писателями" - это все равно, что называть "докторами", всех, кто когда-либо мазал разбитое детское колено зеленкой или ставил водочный компресс болеющему ангиной другу. Выходит, что "презирая писателей" люди презирают "вообще людей". Ну, пусть людей определенного типа. Более-менее грамотных, с неспокойным внутренним миром и неутолимой какой-то мечтательной болтливостью... С другой стороны, этот страховидный, как позолоченная лепнина в доме цыганского наркобарона, "культ писателей", который насаждали и насаждают в средней школе. "А вот Достоевский то...", "А вот Толстой сё...", "А Цветаева оказывается...". В какой-то момент учащимся начинает от этих занебесных и грозных абстракций, вроде "дуэли Пушкина", физически тошнить, и они принимаются презирать всех писателей чёсом, без всякого разбору, а позврослев ---...
В-третьих, и сами писатели хороши, я имею в виду тот один процент. Пишут вместо шедевров книжонки для метро, получают обычно немного, на лоснящегося нарцисса Ричарда Касла из одноименного сериала никто, считай, не похож. Самодовольные, безобразно ранимые, их продукция - пресловутые "многабуков", они все время что-то кому-то в интернетах доказывают, как сурикат с картинки, все время с открытым ртом... По полдня сидят, к сорока насиживают себе толстую, толстую задницу и брюхо...
Трудно таким писателем увлечься, трудно взять за жизненный образец, сейчас ведь люди хотят накачивать мышцы, наполнять гиалуронкой губы, вечная молодость, плавно переходящая в бессмертие... Но главная причина для презрения, мне думается, она в том, что писатель - он производит нечто нематериально-гуманитарное, что-то, во что сейчас не принято верить, от чего бон тон отмахиваться. Он не ходит "в офис", он самодостаточен, ему зачем-то "хорошо", когда другим "плохо", у него какие-то "идеи"... Писатель, даже плохой, - это такой вот светский "попик бедненький". А успешные люди сегодня на всякую религию плюют просвещенной слюной.
Нет, все же удивительно неподходящая профессия для презрения... А теперь главное. Дорогие мои френды. Расскажите мне про профессии, с которым иначе? С которыми наоборот? Чтобы раньше их все презирали, а теперь - превозносят. Ну или хотя бы про те, которые сейчас "уважают". Ну, программисты. Ну, женщины-манекенщицы раньше ходили кроткие, как ожившие вешалки, а теперь - хо-хо, дают интервью, делятся "мненьями"! А еще, еще, кого уважают?