Я сначала собирался написать тут про вице-президента одного нашего конкурента, чей стенд был рядом с нашим на конференции в Кроли.
Мы с ним знакомы, как минимум, лет пять. До сих пор у нас были совершенно нормальные личные и профессиональные отношения. В прошлом году мы с ним встретились на конференции в Утрехте и сидели за одним столом на ужине для вендоров и участников. Тогда с ним можно было совершенно нормально общаться. В этом году он меня очень демонстративно игнорировал. Не знаю, может, обиделся, что я у него за этот год увел нескольких хороших потенциальных клиентов. Ну так это бизнес, ничего личного. Может, и он у меня тоже кого-то увел.
Короче, хотел я написать насколько смешно и по-детски этот показательный disrespect выглядел, а потом подумал, что ерунда все это, не стоящая моего времени. Но раз уж речь зашла о конкурентах, я расскажу, что я очень отчетливо понял за последние годы. Я это давно чувствовал, но сейчас сформулировал.
Одна из опасных вещей, которая может случиться с вашим бизнесом - это потеря самоидентичности. Это когда вы начинаете смотреть исключительно на конкурентов и все, что вы делаете, начинается диктоваться тем, что делают конкуренты. Это прямая дорога в никуда. Это как если бы ваша собственная жизнь определялась бы не тем, во что вы лично верите, а тем, что делает Вася Пупкин из соседнего двора. Разумеется, в зависимости от действий Васи Пупкина, вы можете в какой-то степени корректировать ваши действия. Особенно, если вы с ним одновременно пытаетесь охмурить одну и ту же девушку. Но жизнь, ценности, и действия Васи Пупкина не могут стать определяющим фактором вашей жизни, ценностей, и действий. Иначе вы начинаете жить жизнь Васи Пупкина.
С конкурентами то же самое. Надо на них поглядывать, надо быть в курсе того, что они делают, надо понимать, чем вы от них отличаетесь, но это должно быть фоном. Примерно как утром посмотреть прогноз погоды и решить, брать или не брать с собой зонтик. Но прогноз погоды не повлияет на то, что вы по жизни считаете хорошим, а что плохим. Он повлияет на ваше поведение в краткосрочном периоде, но ваше видение жизни будет существовать вне зависимости от него.
И вот это видение, которое вы лично выстрадали потом и кровью, в которое вы на 100% верите, должно быть на переднем плане. А конкуренты это так, чисто техническая, но не фундаментальная проблема. Но если это проблема таки становится фундаментальной, значит пришло время переосмыслить то, что вы делаете. Значит, настало время страшного слова pivot :-)
Знаете, чем изначально был YouTube? a Twitter? а Instagram? Но это нормально, это часть процесса, без этого было бы скучно жить.