Карл! Великий Карл!

Dec 22, 2024 20:24

Что характерно, Великим Карла стали называть ещё при жизни! Для гениев, талантов, творческих личностей нечастая история, правда ведь?



7 декабря сходили с семьёй на выставку "Великий Карл" в Русском музее, посвящённую 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова.
Угадайте, какое произведение больше всего понравилось моему сыну ;-)



Но Карл не был баловнем судьбы. Его мать рано умерла, отец - академик орнаментальной скульптуры Паоло Брюлло, русский немец - был строг и деспотичен. Все четверо сыновей с раннего детства упражнялись в рисовании, никаких поблажек для слабого здоровьем младшего не было. Он рисовал, лежа в постели. Однажды отец так сильно ударил его, что оглушил на левое ухо навсегда.



«Нарцисс, смотрящийся в воду», 1819
Картина признана одной из лучших работ К. Брюллова периода учебы в Академии художеств,
Примечательно, что родился Карл в том же году, что и другой гений - Александр Сергеевич Пушкин - в 1799-м. Они успеют познакомиться за год до роковой дуэли.

Но сначала братья Брюлловы отучились в Императорской Академии Художеств (1809-1821 гг). Карл окончил её с большой золотой медалью, и затем как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии. Вместе с ним и его старший брат Александр.



Его прелестные итальянки были раскритикованы академика, так как не соответствовали «классическим идеалам» красоты (слишком пышные и щасливые).


Его портреты отличались вниманием к характерам, личностям и деталям.



«Портрет музыканта М. Ю. Виельгорского», 1828
Картина находится в Государственном художественном музее Беларуси, в Минске.



«Портрет архитектора К. А. Тона», 1820-е
Константин Андреевич Тон - автор проектов исторического храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца в Москве.
А дамы стояли в очередь за портретом к Брюллову.  Жаль, что ни одна из них не смогла сделать его по-настоящему счастливым 💔



«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)».
1842, Гос. Русский музей.

Уход с бала - явная метафора: за экстравагантное поведение вроде катания в мужском наряде и с трубкой в зубах на облучке вместе с кучером Николай I повелел Самойловой не появляться в столицах (с)
Музой Брюллова в Италии и почти всю жизнь была графиня Юлия Самойлова, шальная русская аристократка



На картине «Всадница», принесшей славу Брюллову, изображены приемные дочери графини.
1832, Гос. Третьяковская галерея


«Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм)

В почти 40 лет Карл влюбился в прекрасную 18-летнюю пианистку Эмилию Тимм. Она разбила ему сердце, практически перед алтарём сообщив об инцесте со своим отцом. Свадьба состоялась, но тут же начался бракоразводный процесс, который подорвал и без того слабое здоровье художника, к тому же рассорил со многими друзьями. Не все знали об истинных причинах. А бывшая жена вернулась с семьей в Ригу, где позже вышла замуж снова и была щаслива.

Но вернёмся в Италию, в самый расцвет сил и таланта, когда Карл Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенный в Париже Гран-при.



Создатели выставки организовали пространство таким образом, чтобы передать этот творческий взлёт, а затем - в следующем зале - трагический обрыв жизни художника. Впечатляет. Но как будто хочется ещё больше пространства, чтобы оценить масштабные полотна, не утыкаясь в стену из спин перед "гибелью Помпеи".



Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!
(с)
Евгений Боратынский

Картина произвела настоящую сенсацию и в Европе, и России. Для русской живописи эта работа стала новаторством в первую очередь из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину.



«Нашествие Гензериха на Рим»,
1835-1836, Гос. Третьяковская галерея

Перед тем как вернуться в Россию, Брюллов ещё побывал в Греции и Турции, и только в 1835 году вернулся в Россию. До 1836 года жил в Москве, где и познакомился с Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург.

Любопытно, что Карл всю жизнь демонстрировал свободолюбивый характер. Он отказался создавать портрет Михаила Лермонтова: не понравилось его лицо мизантропа. Наталья Гончарова заметно косила, и Брюллов не стал на холсте исправлять природу - хотя сам Пушкин очень просил...



«Портрет графини Стефании Витгенштейн, урожденной княжны Радзивилл»
1830-е. Московское частное собрание.

Княжна Каролина Эмилия Луиза Валерия Стефания Радзивилл (Stefania Radziwiłłówna), в замужестве графиня Витгенштейн (9 декабря 1809, Париж - 26 июля 1832 года, Бад-Эмс) - фрейлина, единственная дочь князя Доминика Иеронима Радзивилла, последнего из несвижских Радзивиллов, от второго брака с Теофилой Моравской. Наследница огромных владений на территории современных Литвы и Белоруссии, включавших, среди прочего, Мирский замок.



«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», 1830
Супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственный и общественный деятель, сторонница отмены крепостного права и реформ середины ХIX века.


«Портрет А. Н. Струговщикова», 1840, Гос. Третьяковская галерея

Брюллов создал образ «лишнего человека», типичный для литературы сороковых годов и искусства эпохи романтизма. Портрет находился в собрании Струговщикова, потом оказался в Москве, где его при посредничестве В. Г. Перова приобрел Третьяков.

Посетителей довольно много. Самых разных возрастов. У нас были билеты на 12.00 в воскресенье. Говорят, что и в будни тоже многолюдно.
Вот она! Тяга народа к искусству!



«Парадный портрет М.А. Бек с дочерью» относится к типу «портрета-картины»,
1840, Гос. Третьяковская галерея



Портрет графа А. А. Перовского, 1836
Алексей Алексеевич Перо́вский, более известный под псевдонимом Анто́ний Погоре́льский, автор сказки «Чёрная курица или Подземные жители»

Мой сын сказал, что этот Перовский похож на его отца. Штош... глазами и кудрями, пожалуй, да )



«Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро», 1834

Сложно поверить, но эту масштабную картину Карл написал всего за 17 дней! 17! Карл! Он реально великий!
К выставке в Милане. Можно сказать, на спор!

Сюжет взят из истории, "которая печальнее, чем повесть о Ромео и Джульетте" - португальской поэмы Л.В. Камоэнса «Лузиады». Когда отец (король Альфонсо) узнал, что его сын дон Педро сочетался неравным браком с Инессой де Кастро, он приказ убить её своим придворным Альваро Гонзальвесу, Педро Коэльо и Лопе Пахеко. Ужс!

В следующем зале зрителей встречает грандиозное полотно уже из российской истории.



«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»,
1839-1843, Гос. Третьяковская галерея

Брюллов не закончил это внушительное по размаху и замыслу произведение, которое заказал ему император Николай I.
Художник назвал картину "Досадой от Пскова", вздохнул и сказал: "второй "Помпеи" мне уже не создать".
Каково осознать это в самом расцвете жизни!

Современные искусствоведы характеризуют эту картину как: "все бегут, а крестный ход подгоняет".



«Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом («Происхождение Млечного пути»),
Между 1839 и 1845
Не сразу пОняла, что за "парка" о_О

Парки - три сестры, древнеримские богини судьбы. Нона прядет нить человеческой жизни, Децима определяет судьбу человека, вынимая жребий, а Морта перерезает нить жизни, тем самым завершая путь человека. Обычно Нона изображается с веретеном в руке, Децима - с меркой или весами, Морта - с книгой жизни или ножницами.

Во второй половине последнего зала экспозиции, после "досады" и светских портретов нас встречают религиозные сюжеты Брюллова



из Вики: В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора.
Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».
Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами.



«Супергигант» - живописный эскиз росписи для Исаакиевского собора «Святой Николай Мирликийский с ангелами» (1380 на 1036).

Расположен под наклоном, поскольку высота академического зала около 12 м.



1843-1847



Рядом находятся фантастические по совершенству огромные «картоны» для росписей того же Исаакиевского собора: «Бичевание Христа», «Апостол Петр», «Апостол Симон», «Апостол Иаков», «Апостол Филипп». Все в натуральную величину росписи - 5 на 3 м (с)
К 1848 году эскизы были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ и получил таковое.

В общем, неудачный брак, скандальный развод, а затем тяжелая работа над росписью сводов Исаакиевского собора "добили" Карла Брюллова, он уехал прочь из промозглого Петербурга, но так и не смог восстановиться: умер в 52 года, похоронен в Риме.

👀 Любопытно, что сын назвал самой запоминающейся картиной - эскиз с головой ратника о_О


источник: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post502108511/

Голова ратника, 1839-1843
Этюд (для неоконченной картины "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторией в 1581")
холст, масло, 49 х 40
СГХМ = Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Я пошутила, что Брюллов старался, создавал монументальные исторические произведения, рисовал портреты прекрасных женщин и утонченных мужчин, а посетителям больше всего нравится неоконченный набросок к его творческой неудаче, той самой "Досаде Пскова".
Всего на выставке представлено около трехсот произведений великого художника, именно "шедевры первого уровня", из более чем 20 ведущих музеев России и частных коллекций.

Про собак Карла постила тут https://masy-vibes.livejournal.com/1060755.html
Про других четвероногих здесь https://masy-vibes.livejournal.com/1063512.html

#масюрекомендует успеть до 12 мая 2025 года, главное здание Русского музея, второй этаж, нужен отдельный билет - 900 руб. для взрослых, 600 руб. для пенсионеров.
Дополнительно можно "поймать" билеты с экскурсией, но мне кажется, аудиогида вполне достаточно (вроде 450 руб.)
а затем выставка уедет в Третьяковскую Галерею ;-)

А какая у вас любимая картина Брюллова, май диар френдз?

зимние сказки 2024, event, place, #зимниесказки, #масюрекомендует

Previous post Next post
Up