вообще сегодня - 7 декабря - отмечает 260 лет со дня основания музей Эрмитаж, и даже был бесплатный вход, но мы побывали в более другом - Русском музее и на выставке "Великий Карл". Впечатлениями поделюсь позже, а пока покажу собачек для хешмоба #субботниепёсики
Одна из лучших работ Карла Павловича Брюллова - «Всадница».
Написана в 1832 году по заказу графини Юлии Самойловой. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Цитирую Вики: Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини и приёмная дочь Самойловой.
Портрет исполнен художником в виде жанровой сцены. Молодая девушка, восседая на вороной лошади, после утренней прогулки подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Маленькая нарядно одетая девочка, выбежавшая из дома, чтобы встретить свою старшую подругу, восхищённо смотрит на неё, прижавшись к металлическим перилам террасы. Мохнатый спаниель лает, кружась под ногами коня. Собака расположена так, что «она довершает собой треугольник, в который вписана группа всадницы и её коня». Взволнованность сюжета усиливает пейзаж с накренившимися от ветра деревьями и тревожно бегущими по небу облаками.
Маленькая черноволосая девочка, стоящая на террасе, одета в розовое платье, кружевные панталоны и зелёные башмачки. Её губы приоткрыты от восхищения, карие глаза полны эмоций, а жест её рук напоминает аплодисменты. Девочка в розовом платье служит «живой связью» между зрителем и событиями, происходящими на полотне. Тем не менее, несмотря на свою сюжетную подчинённость «главному действующему лицу», она не теряет своего самостоятельного значения - и как портретный образ, и как неотъемлемый элемент композиции полотна. Рядом с девочкой находится левретка - в Италии эти собачки считались «непременным атрибутом богатых аристократических семей».
Совершенно смазала оба кадра картины «Портрет сестер Шишмаревых». Но летящую собаку тем не менее видно в правом нижнем углу.
Произведение написано по заказу бывшего штабс-капитана в отставке, богатого коннозаводчика А. Шишмарева в 1839 году.
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Обе сестры изображены в движении. Старшая из сестер - Александра. Она уже ушла вперед Ольги и беглым взглядом окидывает зрителя. Шаг ее быстрый, оживленный. Фиолетовая амазонка подчеркивает ее фигуру и утонченный вкус. Чуть позади за ней идет младшая сестра - Ольга. Живописец передал ее сдержанность. Она изображена более тихой, скромной по сравнению с Александрой. Девушки не одни, с ними резвится их любимица - собака (с)
https://muzei.club/portret-sester-shishmaryovyh
Портрет детей Волконских с арапом, 1843. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838-1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841-1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского.
Живописец мастерски передает фактуру разнородных материалов и детали изображенных на портрете предметов. Его наблюдательный взгляд различает патину на ограждении террасы, узор поделочного камня балкона и рисунок древесной коры. Особенно эффектным выглядит сопоставление пушистой шерсти собаки с гладким блестящим шелком и упругими кружевами на платьях сестер. Грубый рыжий ворс леопардовой шкуры контрастирует с мягким плюшем малинового бархата мантии, а белизна кожи жизнерадостных девочек - со смуглым лицом строгого арапа.
(с)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21049
Портрет графа А.К. Толстого в юности, 1836.
Хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
На портрете будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что закончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел. Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием - на охоте.
Сопровождает юношу преданно смотрящая на хозяина собака, написанная художником с точным знанием повадки животного.
(с)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_5089/index.php Ещё на одном портрете с выставки цобаку не сфотала - слишком уж он был тёмный (пёс на тёмном фоне). Да и вообще неблагодарное дело это дело фотографировать картины, особенно в рамах за стеклом, в которых отражается примерно всё.
Но я старалась. Для себя. На память ;-)