Nov 12, 2015 20:39
свящ. Димитрий Познанский, Киев
29 октября 2005 г.
версия для печати
Растущее в тернии
Сегодняшняя притча - притча о сеятеле объясняется в Евангелии Самим Господом:
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.8, 5-11).
Подавляющее большинство церковных людей, размышляя над этой притчей, может причислить свою душу к земле поросшей терновником. Действительно, первые два типа людей указанные в притче, долго в церковной ограде не задерживаются, а приносящих добрый плод в терпении с трудом найдешь в этом суетном, исполненном искушениями мире. Зато господствующая ныне в мире индустрия страстей обильно разбрасывает семена терний и плевелы, чтобы ни в коем случае не взошло из горчичного зерна древо Царствия Божия. Эта индустрия - индустрия пустоты, ее плод - вымышленное самозамкнутое пространство, мир теней, призванный оградить личность от мира Истины.
Идя на поводу мира сего, мы принимаем его формулу самоутверждения, становимся беспощадны к ближним, пытаемся глубже пустить корни, завладеть всеми возможными житейскими благами - чем дальше, тем больше. Даже основывая свое самоутверждение на служении Церкви и Отечеству, в сумасшедшем аллюре подчас забываем, что вознамерившись переставлять горы с места на место, нужно прежде эльбрусов и казбеков сдвинуть с места гору собственной гордыни, ввергнув ее в море смирения. «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», - изрек Господь подлинную формулу христианского первенства и православного самоутверждения. Не победивший своих страстей, и в особенности не умеющий сдерживать своей гордыни, тщеславия, гнева и сребролюбия - не достоин руководить и войском Христовым. Таковой не похож на величавого орла, парящего в высотах духа. Он подобен тщеславному и сварливому индюку, чьи неразвитые крылья не способны поднять в высоту грузного тела.
Забывая Слова Христовы, мы оправдываем свое состояние - опутанность страстями житейскими, греховным состоянием мира, недостатком времени, собственным окружением. Однако сегодняшняя притча - серьезное предупреждение, ведь растущее в тернии не принесло плода, будучи задушено окончательно. Растущее в тернии требует постоянной прополки - самоиспытания, покаяния и исправления. А их враги - отсутствие нищеты духовной, сытость и самодовольство.