Купила новую шляпку, пока искала что для нее требуется сшить в соответствии с образом, нашла занятные статьи о шляпах и их разновидностях. Может, кому еще будет интересно почитать, делюсь.
ИЗ ИСТОРИИ ШЛЯП
Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петасос отбрасывали на спину, ведь он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.
Свое новое назначение - декоративное - шляпа получила в период Средневековья. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.
Классическим головным убором того времени был и генин - высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из одежды светской, но не перестал существовать совсем, его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее гении приобрел форму полумесяца или двухугольную.
В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.
В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы - нежной, воздушной, изящной, утонченной.
Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу.... Всего не перечислишь.
Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» - о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.
Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.
Начало 20 века - рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.
Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.
Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.
Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное - локоны и кудри.
Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик.
До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.
Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну - правую сторону.
С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».
Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.
Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия.
В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
Появившийся в конце 40-х "нью лук" принес шляпки больших размеров.
В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.
Главные головные уборы женщин в 70-х - маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.
В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.
ВИДЫ И ФАСОНЫ ШЛЯП
Федора - это шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой. Свое название она получила после премьеры одноименной нашумевшей пьесы Викториана Сарду 1882 года, написанной специально для Сары Бернар. Сара, собственно, и стала родоначальницей нового стиля - ее поклонницы быстро уловили в необычном головном уборе тренд и стали носить федоры и днем, и вечером. Федору также иногда называют «snap brim» («переломленное поле»), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю - опускать на глаза для таинственности. На тулье классической федоры предполагается три вмятины: справа, слева, наверху - для трех пальцев. Современная федора может выглядеть несколько иначе: поля у нее теперь могут быть короче, да и материал может быть любым (твид, замша, кожа и т.д., не только фетр). Собственно, и применение этой шляпы стало намного шире: сегодня женская федора не менее популярная, чем мужская, и носить ее можно практически с любой женской одеждой. В 2012 году федора - один из хитов шляпной моды. Она отлично смотрится с тренчкотами и строгими пальто. Также эта шляпа будет прекрасно сочетаться с любой «мужской» одеждой: брючными костюмами, пиджаками, рубашками. Федора может интересно дополнить и маленькое черное платье, только желательно также надеть плотные колготки и высокие каблуки. Перчатки, очки, шарфы - это те аксессуары, которые часто могут идеально дополнить федору и подчеркнуть определенный образ.
Трилби - разновидность федоры с более короткими и заостренными полями - появилась двадцать лет спустя и, что самое примечательное, тоже после представленной на суд уже лондонских театралов пьесы по роману Джорджа Дю Морье “Трилби". По традиции, это шляпа для скачек (не в смысле самому скакать, а смотреть, как скачут другие). Классическая трилби должна быть коричневого цвета, а ее тулья должна иметь существенную вмятину в передней части. Когда-то она была любимицей английской аристократии, затем ушла в народ. От лондонских денди - к итальянским безработным. Сегодня она очень популярна среди голливудских мачо - Джонни Депп, Хью Джекмен, Джастин Тимберлейк и Брэд Питт часто украшают ей свои выходные наряды. Ее очень любят и музыканты, особенно рэперы и хип-хопперы. Раньше трилби была только мужской шляпой, но сейчас ее носят и женщины. Но если у мужчин трилби (как и федоры) преимущественно черные и коричневые, то женщинам позволено проявлять фантазию в цветовой подаче шляпы - сегодня особенно модны трилби бежевые, оранжевые, желтые и красные, словом, максимально летние и яркие. Мягкая и податливая шляпа-трилби отлично смотрится как с casual-джинсами, так и с ярким сарафаном длиной до пола. Соломенная шляпка придаст деревенского кокетства городскому наряду, а более гламурная шляпа на атласной ленте станет выигрышным дополнением к вечернему платью. Особый шик - сочетать цвет на ленте с основным цветом наряда - тогда головной убор становится полноценным участником выходной композиции.
Стетсон - ковбойская шляпа, та самая, классическая, с высокой вогнутой тульей и с широкими, лихо загнутыми вверх полями. Мы видим ее в голливудских фильмах о покорении Дикого Запада, на иллюстрациях к историческим романам и, конечно же, в витринах «ковбойских» магазинчиков. Ее изобретатель - Джон Стетсон. Согласно распространенной легенде, свою первую войлочную шляпу он сделал вручную во время охоты просто ради шутки, но она была по достоинству оценена его друзьями - и это неудивительно, ведь она прекрасно защищала своего хозяина от ветра, дождя и солнца, и при этом неплохо выглядела. В 1865 году Стетсон основал собственную компанию, которая и сейчас известна во всем мире. Ковбойская шляпа очень популярна среди женщин. Безусловно, основными элементами гардероба, всегда соответствующими ковбойской шляпе являются джинсы, а также кожаные штаны, куртки и сапоги. Это традиционное сочетание. Однако мода давно перестала придерживаться строгих правил. И сейчас ковбойская шляпа прекрасно сочетается с шортами, особенно ультракороткими, топами, сандалиями, юбками, платьями и сарафанами.
Таблетка - маленькая круглая или овальная шляпка без полей. Крепится к прическе при помощи шпильки или резинки. Часто дополняется вуалью или искусственными цветами, которые должны выгодно оттенять цвет глаз владелицы. Таблетка вошла в моду в тридцатые годы. А создана, по слухам, была специально для Греты Гарбо. Джеки Кеннеди любила крупные «таблетки», больше похожие на коробки из-под печенья. Наряду с перчатками, супруга президента ввела их в модный обиход элиты.
Клош - миниатюрный женский головной убор, по форме напоминающий колокольчик (от французского cloche). Создательницей этой шляпки была французская дизайнер Каролин Ребо. Они были очень популярны в 1920-х годах, так как отлично гармонировали с модными тогда короткими стрижками. В 2012 году мода на такие шляпки вернулась, они есть во многих модных коллекциях. Шляпки-клош традиционно изготавливаются из фетра, имеют узкие поля, которые могут быть чуть подвернуты, и узкую ленту. Функциональность такой шляпы очевидна: она закрывает голову и хорошо согревает - если изготовлена из натуральных материалов.
Биби - общее название миниатюрных женских шляпок, дополняющих вечерние или коктейльные наряды. Один из основных признаков такой шляпки - крайне небольшие размеры, за счет которых такой головной убор выглядит скорее как украшение для волос. Они закрепляются на прическе заколками чуть набок. Для вечерних и коктейльных шляпок характерны всевозможные украшения - это может быть короткая вуаль, перья, атласные ленты или кружево, бусины. Такая шляпка способна стать украшением и сложной вечерней прически, и просто распущенных волос.
Слауч - элегантная, средних размеров шляпка из фетра с невысокой тульей и загнутыми книзу полями, появившаяся в 30-е годы XX века. Ее очень любила носить известная модница тех лет Грета Гарбо. Родное название этой шляпки «слауч» редко фигурирует в дизайнерских показах, хотя сама шляпка частый гость в коллекциях ведущих кутюрье. Ее рекомендуют носить с плащами и пальто темного цвета, сдобрив шею темным шарфиком.
Канотье́ (фр. canotier - гребец) - жесткая, соломенная, круглая шляпка, первоначально мужская, с узкими прямыми полями, низкой плоской тульей и широкой черной лентой. Вошла в моду в начале 20 века: ее носили мужчины на крикетных матчах, пикниках, лодочных прогулках. С легкой руки Коко Шанель ее стали носить и женщины. В настоящее время встречается в качестве шляпы от солнца как у мужчин, так и у женщин.
В Англии является форменной шляпой учеников некоторых частных школ. John Galiano на показе весна-лето 2012 одел своих моделей в соломенные шляпы - канотье. Такую ретро шляпку в классическом белом и черном исполнении по мнению дизайнера следует носить с романтичными платьями и элегантными костюмами.
Панама - лёгкая шляпа с полями для защиты от солнца. Ее история связана со строительством Панамского канала. Для рабочих и служащих компания закупила большую партию соломенных шляп из Эквадора. С тех пор за ними и закрепилось это название - «панама». А в самом Эквадоре их знают как «сомбреро де паха токилья», что в переводе с испанского означает «шляпа из соломки тростника токилья». И самое сложное в её изготовлении - это ровно и тонко нарезать из тростниковых стеблей полоски. Затем эти полоски красятся, сушатся, и только после этого можно плести - это, по мнению местных ремесленников, самое простое и быстрое дело. Строителям канала так понравилась панама, что они взяли ее с собой на родину - в Штаты и в Европу. Мода на панамы распространилась мгновенно. Особенно она была актуальна для англичан, непривычных к прямым солнечным лучам. Настоящая панама необыкновенно удобна в носке - она легка, ее можно мять, скручивать, засовывать в карман, стирать, ведь, распрямившись, она тут же принимает прежнюю форму. И в чем тут тайна, сказать трудно - свойство ли это тростника токилья или существует какой-то секрет ремесла, который эквадорские мастера передают от деда к внуку в течение многих веков?
Сейчас название «панама» применяется и для летних матерчатых шляп с мягкими полями. Они очень удобны. Легкие, хорошо пропускающие воздух (иногда для лучшей вентиляции делают в тулье небольшие отверстия, обрамленные металлическими или пластмассовыми ободками). Благодаря небольшим полям панама не громоздка, но в то же время защищает от солнца и голову, и лицо, и шею. Ее можно сложить и убрать в карман, в сумку или рюкзак. Панамы из хлопка хорошо стираются. Панаму носят люди всех возрастов - от маленьких детишек до бабушек и дедушек.
Котелок/ Коук/ Дерби
Традиционно мужская шляпа из войлока. Котелок имеет невысокую тулью-полусферу. Когда-то котелок заменил менее удобный цилиндр, а потом сам был вытеснен мягкими фетровыми шляпами. Сейчас котелок потерял свою гендерную принадлежность, но идет по-прежнему многим. Главное - знать, с чем его носить.
Хомбург
Шляпа из фетра с вмятиной вдоль достаточно высокой тульи, широкой лентой и загнутыми полями. Хомбург известен, в основном, тем, что такие шляпы носили многие гангстеры - герои «Крестного отца». Хотя и политические деятели тоже часто предпочитали хомбург другим видам шляп.
Цилиндр
Самый популярный в позапрошлом столетии вид шляп - высокая с плоским верхом и небольшими полями. Неудобство носки - не повод отказываться от столь прекрасного внешне головного убора: клоги с деревянной подошвой или ботильоны с каблуками-копытцами тоже не сразу прижились в гардеробе. Устройте, в конце концов, не разнузданную вечеринку в «самых старых футболках», а званый вечер для исключительно уважаемых и любимых вами людей или организуйте натуральный цирк, с фокусами и участием домашних питомцев.
А еще бывают самые невообразимые шляпы
В основном причудливые шляпы можно увидеть на королевских скачках
Источники
http://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-04-21-08-25-29/2012-07-16-09-28-37http://www.be-in.ru/kmb/16994-shlyapy_kak_ih_nosit/ И еще интересный источник с большим количеством видов шляп -
http://tomall.ru/paper.php?cod=7 А вы носите шляпы? А какие? и с чем? .))